Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2007

Учительская

Здоровье педагога - социальная необходимость

Сохранение здоровья нации сегодня становится всеобщей социальной необходимостью. Эту многоаспектную проблему невозможно решить средствами только здравоохранения, она охватывает комплекс социально-экономических, правовых, психолого-педагогических и медико-биологических проблем. Очевидно, что в интересах сохранения здоровья нации государство должно двигаться в направлении развития культуры здоровья населения через социальные институты, в том числе через образование

Для высокой цели

В российском образовании отмечаются сложные и противоречивые процессы: идеологизированные установки сменились неопределенностью духовных начал и ценностных ориентаций; классическая модель, в основе которой лежала концепция усвоения знаний, умений и навыков, практически себя исчерпала; требования гуманитаризации образования приходят в противоречие с требованиями стандартов, ограничивающими воспитательно­образовательный потенциал; насыщенность программ научными сведениями без возможности их личностного осмысления ведет к перегрузке учащихся. Кроме того, учителя стали опираться на смысловые трафареты, ориентироваться на деятельность по определенным мыслительным схемам (внедрение технологий), которые нередко отгораживают педагогов от уникального жизненного опыта, от подлинных общегуманитарных и педагогических ценностей.
Массированное влияние переизбытка информации, дефицит человечности и одухотворенности знания ведут наряду с другими факторами к утрате школьниками интереса к обучению и воспитательным мероприятиям, к ухудшению психоэмоционального и соматического здоровья детей, которое уже характеризуется крайне низкими показателями.
Для преобразования и возрождения общества необходима новая философия образования, закладывающая опережающие возможности, моделирующая желаемое будущее, в котором духовно­нравственные ценности, жизнь и здоровье человека будут самой высокой мерой и целью.
Для осуществления этой цели необходимы определенный биологический и физиологический потенциал организма учащихся и достаточный уровень психосоматического здоровья. Поэтому обучение и воспитание должны включать овладение основами здоровья.
Становление культуры здоровья личности включает развитие следующих ее компонентов: мотивационного, интеллектуального, морально-нравственного, чувственно-волевого, деятельностно-практического при активном участии знания и чувства.
Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, знания о здоровье должны осознаваться. Это осознание происходит в процессе их «прочувствования» и эмоционального «переживания», закрепляется в ходе выполнения специальных здоровьесберегающих упражнений и здоровьеформирующей практической деятельности – таким образом обеспечивается личная значимость этих знаний, их осмысление, формируется субъектное ценностное отношение личности к здоровью, совершается процесс создания здоровьетворящего мышления.
Культуру здоровья личности мы рассматриваем не только как составную часть общей культуры, отражающую приверженность к общечеловеческим ценностям, но и как новый качественный уровень знаний, умений и навыков, определяющих новый тип поведения, уровень мышления и характер мировоззрения.
Качественное снижение уровня здоровья российских школьников связано не только с воздействием неблагоприятных экономических, социокультурных и экологических факторов в стране, но и с интенсификацией учебного процесса (когда не учитываются физиологические возможности организма школьников), с нарушениями существующих гигиенических норм обучения, с недостаточной подготовкой учителей в вопросах развития и охраны здоровья детей. Все вышеперечисленное может приводить к формированию дидактоневрозов и «школьных аллергий» у детей.
Несомненно, что в возникновении дидактоневрозов у школьников в какой­то мере повинно и нездоровье учителей. По статистическим данным, 30% учителей имеют признаки вегетососудистой дистонии; склонность к невротическим нарушениям отмечается у 53%; до 79% работников образования имеют хронические заболевания различной степени тяжести, в основном психосоматической природы. Для учителей со стажем работы 15–20 лет характерны «педагогические кризисы», «истощение», «эмоциональное выгорание», профессиональные деформации и деструкции. У трети учителей показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами. Иначе говоря, показатели профессионального здоровья учителей нельзя назвать даже удовлетворительными.
Одной из проблем является не только непрестижность здоровья, резко заниженное представление учителей о ценности здоровья, но и в целом низкий уровень их профессионального самосознания и в конечном счете осознания своего значения в обществе.
Одно из направлений в решении проблемы гармонизации и гуманизации личности учителя – создание мотивации на сохранение и формирование индивидуального здоровья, осознание себя личностью, способной проектировать свое будущее. Другое направление – обеспечение социально­психологических условий для повышения уровня культуры здоровья учителя.
Приобщаясь к культуре здоровья, педагог формирует у себя установку на уникальность жизни, на непреходящую ценность здоровья, на готовность строить свою педагогическую деятельность в соответствии с потребностями и физиологическими возможностями ребенка. Эти качества необходимы любому педагогу, так как они являются слагаемыми его профессиональной культуры.
Ученые убеждены, что в содержание профессиональной культуры в качестве инновационных направлений необходимо ввести основы не только реабилитационной педагогики, но и педагогической валеологии, так как многие учителя недостаточно владеют системой знаний о здоровье человека и общества, умениями и навыками по охране здоровья детей и безопасности их жизнедеятельности.
Мы полагаем, что развитие культуры здоровья педагога способно разрешить важнейшие противоречия в системе образования: между социальной программой образования и биологическим развитием ребенка, между увеличением объема знаний и здоровьем детей.

Полезная трансформация

Педагог должен не только прививать ребенку умение сохранять свое здоровье и психику в потоке стремительного роста информации и стрессов, закреплять в сознании ра-достное ощущение ценности жизни, защищенности, свободы самовыражения и сохранения досто­инства, но и уметь владеть собой, избегать разрушительного воздействия отрицательных эмоций, то есть формировать здоровьетворящее мышление, которое направлено на достижение согласия с самим собой и окружающим миром. Оно позволяет контролировать воображение и эмоции, способно уменьшить внутренний конфликт и внутреннюю напряженность, снять стресс и, соответственно, предотвратить развитие психосоматических заболеваний.
Развитие здоровьетворящего мышления педагога предусматривает расширение кругозора и внутренней культуры, так как основано на знаниях психологии чувств и психологии личности, заложено в основу профессионального мастерства и отражается в реальном поведении, поступках, состоянии здоровья.
Приобретаемый педагогом индивидуальный опыт по сбережению собственного здоровья на определенном этапе начинает трансформироваться в социальный, то есть приобретать общественную значимость: учитель способен дать новые идеи о ценности здоровья, предложить здоровьесохраняющие образцы и нормы поведения, то есть программировать здоровьесберегающую деятельность учеников.
Культура здоровья педагога представляется в нескольких ракурсах:
– как составляющая культуры здоровья нации, обладающей социально значимой ценностью;
– как фактор телесного, душевного и духовного здоровья, свидетельствующий о высокой работоспособности и профессиональном долголетии;
– как фактор профессиональной деятельности, обеспечивающий творческое саморазвитие педагога;
– как фактор учебно-воспитательного процесса, формирующий культуру здоровья у учащихся.

Процесс пошел...

На протяжении столетий формировались особенности укрепления здоровья каждой нации, связанные с географическим положением страны и менталитетом народа. Существует историческая эрудиция общества в вопросах здоровья, сформированная в преданиях, мифах, легендах, произведениях художественной литературы, искусства и религии. Национальные традиции, так или иначе оберегающие здоровье людей, достаточно устойчивы и передаются из поколения в поколение.
Культура здоровья российской нации призвана возрождать нравственные ценностные ориентиры, отличающие российский менталитет, российскую культуру, российское образование, формировать чувство ответственности за себя и свою деятельность в обществе. Будучи частью фундамента общей культуры, культура здоровья тесно связана с поисками смысла бытия, выбором и построением иерархии ценностей, где здоровье выступает в качестве одной из высших ценностей человеческой жизни.
Образование должно соответствовать современным научным и духовным представлениям о картине мира, формировать у подрастающего поколения умение понять себя, сохранить и реализоваться в социуме. На наш взгляд, в настоящее время необходимо перестраивать профессиональную деятельность педагогов в соответствии с идеей определяющей роли культуры здоровья учителя и необходимостью ее формирования у учащихся.
И этот процесс уже идет. В Тюмени новые технологии формирования культуры здоровья представлены в деятельности некоторых образовательных учреждений, ставших подлинными центрами детского здоровья. Например, одним из высокоэффективных учреждений нового типа является образовательно-оздоровительный центр «Крепыш». Это – многофункциональное учреждение, в котором воспитываются, учатся и оздоравливаются дети с 2–3 лет и до окончания полной средней школы. Коллективный опыт разработки и реализации здоровьесберегающих педагогических программ уникален и отражен в книге «Лечебная педагогика» директора учреждения, заслуженного учителя России, кандидата педагогических наук В.К. Волковой.
Образовательным учреждением нового типа, успешно сочетающим здоровьесберегающий учебно-воспитательный процесс с оздоровительными мероприятиями, является школа № 70 г. Тюмени. Опыт работы коллектива по формированию здоровья детей в образовательном учреждении обобщен в книгах «Школа здоровья», «Комплексная реабилитация учащихся в условиях полифункционального образовательного учреждения» создателем этой школы – кандидатом педагогических наук, доцентом Н.А. Голиковым.
Принципиально новый подход положен в основу создания оздоровительно-образовательного загородного учреждения для детей школьного возраста «Успех» (директор С.П. Ёлкина). В центре дети продолжают учебу по типовой школьной программе. Одновременно в условиях, максимально приближенных к природе, осуществляется комплексное восстановление и укрепление здоровья с помощью безмедикаментозных традиционных и новейших методик: кинези-, фото-, арома­, фито-, арттерапии и других.
Работа по формированию культуры здоровья ведется коллективом школы № 57 (директор – заслуженный учитель России Д.А. Чеблаков). Для создания модели школы нового типа авторским коллективом исследуются новые подходы и принципы, разрабатываются технологии и методы формирования здоровья педагогическими сред-ствами. Так, разработано «Положение о школьном совете здоровья» и осуществлена его организация. Создана служба здоровья. Формируются кабинет здорового образа жизни и библиотека здоровья. Организовано преподавание основ здоровья по междисциплинарной образовательной программе «Здоровье», разработаны и внедрены варианты интеграции тем программы «Здоровье» в различные предметы учебного плана.
Изначально комплексное исследование особенностей здоровья учителей МОУ № 57 показало, что педагоги имеют низкий уровень здоровья, об этом свидетельствует наличие соматических заболеваний: остеохондроза (в 59% случаев), сердечно-сосудистых заболеваний (у 39,1% педагогов), заболеваний желудочно­кишечного тракта (у 18,8% учителей); болезней органов дыхания, эндокринологической патологии, гинекологических заболеваний и др. По результатам опроса учителей были выявлены наиболее значимые причины, вызывающие у них не только затруднения в работе, но и ухудшение психоэмоционального и соматического состояния. Это низкая заработная плата, недостаток свободного времени, проблемы со здоровьем, падение престижа учительской профессии, постоянная эмоциональная нагруженность.

Четыре направления

На основании этих данных нами была разработана и внедрена комплексная программа по охране и управлению здоровьем учителя с учетом следующих положений:
1. С целью повышения престижности здоровья в представлениях учителей и предоставления информации об истинном состоянии здоровья, причинах его снижения и рекомендуемых средствах и формах его укрепления был предложен курс лекций и семинаров: «Факторы индивидуального здоровья и составляющие здорового образа жизни», «Влияние профессиональных факторов педагогической деятельности на личность педагогов», «Синдром эмоционального «выгорания» у учителей», «Рациональное и сбалансированное питание работников умственного труда», «Психогигиена и психопрофилактика» и др.
2. Учитывая высокую распространенность психосоматических заболеваний у педагогов, реабилитационные процедуры осуществлялись посредством гомеопатии, лечебной физкультуры, фитотерапии.
3. Профессиональное долголетие учителя может быть достигнуто путем гармонизации личности, понимаемой как процесс постепенного преодоления и изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира, повышения степени аутентичности, согласованности интегральных характеристик личности, поэтому обучающие семинары включали элементы психогигиены, психопрофилактики и психопедагогики.
4. Мы исходили из представления о многоуровневости здоровья учителя, в соответствии с которым высший уровень индивидуального здоровья, отвечающий за определение общего смысла жизни, отношение к другим, к себе, оказывает регулирующее воздействие на нижележащие уровни, при этом все уровни взаимосвязаны.
Поэтому помощь педагогам была нацелена не столько на снятие, купирование соматических и психических расстройств учителя, сколько на обращение к более высоким уровням саморегуляции: инструментальному, смысловому, экзистенциальному. Указанные направления воздействия отвечают задачам развития конкретных способностей (коммуникативных, рефлексивных, гностических и т.д.), что, несомненно, позитивно влияет на эффективность профессиональной деятельности учителя и его психическое самочувствие. Высший экзистенциальный уровень обеспечивает возможность личностного выбора и автономного развития, становится ведущим фактором развития зрелой личности. Недостаточная сформированность регуляторных механизмов высшего уровня приводит к тому, что учитель остается объектом внешних воздействий, поэтому не способен превратиться в субъект собственной жизни. Мы убеждены, что нарушение механизмов саморегуляции, деформация внутреннего мира личности становятся причинами многих соматических и психосоматических заболеваний учителей.
Таким образом, работа с учителем, направленная на активизацию механизмов личностной саморегуляции, обусловливает повышение уровня профессионального здоровья учителя как способности выступать активным и ответственным субъектом собственной жизнедеятельности.
Значимым фактором в формировании культуры здоровья педагога выступает поддержка этого процесса администрацией школы и педагогическим коллективом. В частности, на уровне административных структур школы можно дать общие рекомендации для улучшения работы педагогического коллектива:
– поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, установка на сотрудничество, своевременное и конструктивное разрешение конфликтов;
– обеспечение возможности профессионального роста, повышения квалификации, обучения, обмена опытом, общения с коллегами из других школ, регионов, так как это благотворно влияет на личностный рост и эмоциональное здоровье работников;
– организация психологической поддержки педагогов по вопросам профессионального роста в виде просветительской, консультационной, тренинговой работы;
– обучение педагогов навыкам рационального планирования и использования рабочего времени;
– выполнение санитарно­гигиенических и валеологических требований к организации труда учителя: оптимальное цветовое решение и освещенность классов, возможность горячего питания и пр.;
– регулярное поощрение работников с целью поддержания у них чувства справедливости, рациональное распределение обязанностей и ответственности между коллегами;
– активное привлечение к делам школы родителей с целью освобождения учителей от лишних функций и обязанностей.

Достаточный уровень культуры здоровья педагога важен не только для самих учителей – отдельных представителей педагогической профессии, но и для развития всей страны, так как эффективность работы педагога – это будущая эффективность и продуктивность его учеников, основа созидания и процветания нации.
Поэтому работа по формированию культуры здоровья педагогов должна проводиться на всех уровнях системы образования – от управленческих, государственных до уровня отдельного педагога.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмерова С.Г. Здоровье педагогов: профессиональные факторы риска // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2001. № 4. С. 28–30.
2. Батракова С.Н. Проблема самосознания учителя как «человека культуры» // Мир психологии. 2002. № 4. С. 148–159.
3. Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. – Тюмень: ТюмГУ, 2001. С. 152.
4. Ситник А.Я. Профессиональная культура учителя // Педагогика. 1999. № 9. С. 11–16.
5. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. – СПб.: Петроградский и Ко, 1995. С. 352.
6. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. – М.: Медицина, 1988. С. 272.

Н. Малярчук