Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2007

Технология

Центр здоровья в нашей школе

Признание приоритета здоровья в ряду общечеловеческих ценностей и в системе общего образования позволило коллективу школы № 1240 Центрального округа Москвы в течение ряда лет целенаправленно заниматься разработкой принципиально новых подходов в решении образовательных и управленческих задач

Коллектив школы рассматривает здоровье как цель, содержание и результат педагогического процесса, как условие, фактор и критерий успешности взаимодействия учителей и учащихся в образовательной деятельности.
Деятельность педагогов при таком подходе к педагогическому процессу направлена как на обучение, воспитание учащихся, так и на обеспечение условий для сохранения их здоровья.
Коллектив школы работает в экспериментальном режиме и занимается разработкой модели здоровьесберегающей среды, наиболее значимыми компонентами которой являются:
– создание комфортных условий обучения (моделирование в образовательном учреждении зоны экологической комфортности);
– использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность, и приемов реабилитации умственной и физической работоспособности;
– обеспечение базового уровня грамотности в области организации здорового образа жизни, введение в образовательный процесс учебного курса «Педагогика здоровья»;
– реализация концепции воспитательной системы, построенной на принципах здоровьесбережения;
– технологии активизации творческой и научно- исследовательской работы учителей и учащихся.
Успешность реализации здоровьесберегающих технологий зависит от особенностей взаимодействия педагогов и родителей в вопросах формирования культуры здоровья детей. Организация работы по повышению уровня профессиональной компетентности учителей предполагает проведение систематических научно-практических семинаров. Предлагаем тематику и краткое содержание некоторых из них.

Условия и состояние образовательной среды как фактора здоровья педагогов и учащихся.
– Факторы образовательной среды и их влияние на динамику здоровья учащихся.
– Результаты качественного исследования образовательного пространства: проблемно ориентированный анализ.
– Программа развития экологического комфорта в школе.
– Значение экологического комфорта школы в обеспечении здоровья педагогов и учащихся.

Значение комфортности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
– Значение качества ближайшего окружения в сохранении физического, духовного здоровья человека.
– Качество среды как объект деятельности человека.
– Параметры оценки качества школьного и пришкольного пространства.
– Проблема создания экологической комфортности в учебном кабинете – сфера профессиональной деятельности учителя.
– Экологическая комфортность учебного кабинета – одно из направлений в воспитательной работе со школьниками.

Здоровьесберегающие технологии в организации образовательного процесса.
– Двигательный режим школьников на уроке как средство профилактики «школьных патологий».
– Организация перемен.
– Проблема психологического и нервного напряжения на уроке и методики его снятия.
– Приемы самомассажа и их использование во время урока.
– Дыхательная гимнастика во время занятия.

Оздоровительные технологии в учебном процессе.
– Здоровьесберегающий аспект в организации и проведении современного урока.
– Приемы реабилитации физической и психической работоспособности учащихся на уроке.
– Программа самонаблюдения и самоанализа урока с позиции здоровьесбережения.
– Здоровьесберегающие принципы построения современного урока.

Конструирование здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе.
– Здоровьесберегающий потенциал педагогических технологий.
– Педагогические технологии поддерживающего типа.
– Современные развивающие педагогические технологии.
– Технологии развития познавательной и творческой деятельности учащихся в преподавании некоторых учебных дисциплин.

Модели реализации здоровьесберегающего образования.
– Основные модели реализации здоровьесберегающего образования.
– Здоровье и культура здоровья в содержании общего образования.
– Программное и учебно-методическое обеспечение учебного процесса по здоровьесбережению.
– Основные направления педагогических исследований в школьном образовании как область творческой и научной деятельности учителя.

Проблемы становления духовного и психического здоровья в школьном образовании.
– Комплексное понятие здоровья.
– Характеристики духовного здоровья: адекватное отношение к окружающей природной среде, к окружающим людям, потребность в творческой деятельности и т.п.
– Особенности становления духовного и психического здоровья современных детей.
– Культура отношений в педагогическом коллективе.
– Общение и его роль в становлении духовного и психического здоровья.

Культура педагогического общения как средство здоровьесбережения в образовательном процессе.
– Проблемы межличностных отношений в образовательном процессе.
– Культура современного урока.
– Управление педагогическим общением.
Не менее значимо на нынешнем этапе реализации программы сохранения и развития здоровья учащихся валеологическое просвещение родителей через родительский лекторий, консультации и собеседования со специалистами школы. В настоящее время в школе разработана программа родительского лектория для 1–11-х классов (программа в полном объеме представлена ниже).
При разработке и принятии управленческих решений обязательно учитывается их соответ­ствие принципам здоровьесбережения, определяется степень целесообразности с позиции сохранения и развития здоровья.

Статья опубликована при поддержке частной платной семейной медклиники "Золотая Орхидея". Медцентры, расположенные в Люблино и Кожухово, оказывают самый широкий спектр профессиональных медицинских услуг. Консультации ведут врачи высшей категории, обладающие большим практическим опытом и навыками в области урологии, гинекологии, стоматологии, дерматологии, кардиологии, косметологии, хирургии, неврологии и мн.др. областях медицинских знаний. Расценки на лечение в "Золотой Орхидее" доступны для всех слоев населения, в чем можно убедиться, ознакомившись с прайс-листом на оказание медицинских услуг на сайте клиники www.eva-dent.ru. "Золотая Орхидея" - качественная и профессиональная медицинская помощь, передовые методы лечения и современное медицинское оборудование!

Направления работы в центре здоровья и развития школы № 1240

I ступень
Диагностика и коррекционно-профилактическая работа.
Начальная школа и 5-е классы (психолог, физиолог, логопед, ЛФК, врач).

II ступень
Диагностика, коррекция, просвещение.
Средняя школа, 6–9-й классы (психолог, социальный педагог, врач, физиолог).

III ступень
Диагностика, просвещение.
Старшая школа, 10–11-й классы (психолог, социальный педагог, физиолог).
Кроме того, в центре проводится работа с педагогами (консультации, семинары, консилиумы) и с родителями (консультации, лекторий).

Программа родительского лектория

1-й класс

Занятие 1

1. Работа по формированию у детей основ здорового образа жизни:
• анализ состояния здоровья учащихся: основные патологии и пути их преодоления;
• направления совместной деятельности педагогов и родителей по оздоровлению учащихся;
• достижения науки в сохранении и укреплении здоровья детей.
2. Технологии здоровьесберегающего обучения в начальной школе:
• психолого-педагогическая коррекция здо­ровья учащихся в учебном процессе;
• двигательная активность во время учебного процесса;
• основные требования к организации учебной деятельности ребенка;
• профилактика патологических изменений осанки, зрения.

Занятие 2

1. Особенности физиологии детей младшего школьного возраста:
• основные проблемы в развитии организма детей младшего школьного возраста;
• особенности организации питания и двигательного режима детей 7–10 лет в школе и дома;
• режим и распорядок жизнедеятельности ребенка;
• коммуникативные потребности.
2. Приемы реабилитации умственной работо­способности дома:
• культура формирования здоровой опорно-двигательной системы у младшего школьника (оценка и контроль за особенностями развития скелета ребенка);
• дыхательные упражнения;
• двигательные упражнения;
• упражнения для профилактики заболеваний глаз;
• приемы развития несформированных каналов восприятия информации.

Занятие 3

1. Реализация физиологических и психиче­ских потребностей ребенка в семье:
• ценностная и потребностно-мотивационная сферы младшего школьника: ожидания от семьи и социума;
• функции семьи и школы в формировании здоровья ребенка;
• достижения науки в организации здорового образа жизни в семье.
2. Искусство общения: родители и дети:
• потребность ребенка в общении с родителями и приемы ее реализации;
• традиции семейного общения: в совместной деятельности, вечернее чаепитие, разговор по душам и др.;
• игра как средство общения родителей с детьми: игры развлекательные, познавательные, развивающие.

Занятие 4

1. Организация здорового летнего отдыха для младших школьников:
• культура организации систематического оздоровительного семейного отдыха;
• распределение домашних обязанностей в семье как условие проведения совместного досуга;
• отдых на природе;
• оздоровительные лагеря;
• досуг семьи в выходные дни и во время отпуска: игровые, коммуникативные и общеразвивающие моменты в организации семейного общения.
2. Валеологические методики оздоровления центральной нервной системы ребенка:
• питание;
• активная творческая деятельность;
• особенности режима дня во время каникул;
• здоровый сон.

2-й класс

Занятие 1

1. Динамика физического и психического развития ребенка за первый год обучения в школе: проблемы и пути их решения.
2. Особенности организации режима учебной деятельности:
• адаптационный период в начале учебного года и особенности развития самостоятельности у младшего школьника;
• взаимодействие родителей и ребенка в организации и соблюдении режима дня учебной недели;
• условия успешности ребенка в учебной деятельности;
• психолого-педагогические приемы оказания родителями помощи ребенку в учебном процессе.

Занятие 2

1. Особенности организации питания для детей младшего школьного возраста:
• понятие рационального и сбалансированного питания;
• режим питания детей 7–8 лет;
• требования к качеству пищи.
2. Занятия ЛФК в лечении и профилактике «школьных патологий»:
• культура профилактического осмотра у ортопеда;
• проблемы ортопедических нарушений у детей младшего школьного возраста;
• использование приемов ЛФК дома.

Занятие 3

1. Проблема стресса в учебном процессе:
• причины и факторы возникновения психической и социальной тревожности у ребенка в начальной школе;
• опасность психического стресса как фактора патологических изменений в организме у младшего школьника;
• формы проявления негативного действия стресса в поведении ребенка 7–8 лет;
• приемы снятия негативного действия стресса в семье.
2. Оздоровительные процедуры и закаливание в зимне-весенний период:
• одежда младшего школьника в холодное время года;
• воздушные и водные процедуры в культуре здорового образа жизни семьи, семейные прогулки.

Занятие 4

1. Проблема детского травматизма в школе и дома:
• особенности развития детей и чувствительность детского организма к различного рода травмам;
• опасность черепно-мозговых травм различного рода;
• профилактика детского травматизма: развитие внимания, ловкости, осторожности у младших школьников.
2. Организация оздоровительного отдыха в каникулярное время:
• культура оздоровительного отдыха в семье;
• взаимодействие семьи и школы по планированию общеукрепляющей и оздоровительной программы для ребенка на летний период;
• формирование у детей умений организовать здоровый отдых.

3-й класс

Занятие 1

1. Особенности физического и психического развития детей 9–10 лет:
• динамика физического и психического развития младшего школьника в учебном процессе;
• понятие нормы и нарушения физического развития ребенка;
• позитивные и негативные факторы учебного процесса в развитии психики младшего школьника;
• роль взрослых в оптимизации физического и психического развития ребенка.
2. Организация общеоздоровительных прогулок в школе и дома:
• общеукрепляющие дыхательные и двигательные упражнения на прогулке;
• культура общения с окружающими и природой во время прогулки;
• реализация коммуникативных потребностей младшего школьника на прогулке.

Занятие 2

1. Общеоздоровительная физическая культура в профилактике школьных патологий:
• общеукрепляющие упражнения для детей младшего школьного возраста;
• режим двигательной активности во время учебы и отдыха;
• физические упражнения для снятия умственного перенапряжения.
2. Организация детских праздников в семье:
• культура организации детского досуга в семье во время праздников;
• организация общения детей и взрослых, детей с детьми;
• общеразвивающие игры и шарады на семейном детском празднике;
• культура детского застолья: правила подбора основных блюд и десерта к детскому столу.

Занятие 3

1. Воспитание культуры самообслуживания у детей младшего школьного возраста:
• обязанности ребенка в семье и школе;
• порядок в комнате: учебное место, игровое место, уход за личными вещами;
• формирование чувства долга и ответственности за организацию собственного образа жизни.
2. Дети и телевизор:
• проблемы информационного бума и коррекция ценностных ориентаций;
• негативное влияние бытовой видеотехники на развитие психики ребенка;
• правила нормирования и регулирования просмотра телевизионных передач;
• приемы профилактики здоровья ребенка в период взаимодействия с бытовой техникой.

Занятие 4

1. Формирование у детей основ здорового образа жизни в процессе взаимодействия семьи и школы:
• основные компоненты культуры здоровья человека;
• понятие здорового образа жизни и культура самооценки своего образа жизни;
• культура здоровьеразвивающего поведения взрослых и детей;
• здоровьеразвивающие традиции в школе.
2. Приемы организации образа жизни семьи, направленного на укрепление и сохранение здоровья детей и взрослых:
• планирование и создание здоровьеразвивающих традиций в семье;
• здоровый образ жизни как средство и условие самореализации взрослых и детей;
• правила планирования режима труда, общения, отдыха в семье.

4-й класс

Занятие 1

1. Формирование культуры самоконтроля за состоянием здоровья у младшего школьника:
• правила самоконтроля за состоянием здоровья: измерение веса, роста, гибкости, ловкости, работоспособности;
• правила ведения дневника здоровья;
• упражнения для индивидуальной коррекции здоровья.
2. Культура правильного питания для детей 9–11 лет:
• аппетит и пищевые приоритеты как след­ствие семейного воспитания у ребенка культуры здорового питания;
• система полноценного питания дома и в школе;
• особенности рациона питания в период интенсивной умственной и физической нагрузки для учащихся 9–11 лет.

Занятие 2

1. Современные подходы к коррекции ценностных ориентаций и поведения младших школьников:
• факторы формирования ценностных ориентаций, отношений и поведения ребенка;
• проблема агрессивности, эгоизма и нигилизма в поведении современных детей;
• организация валеологически и экологически целесообразной деятельности как средство формирования общечеловеческих ценностей;
• система ценностей семьи.
2. Организация досуговой и внеурочной дея­тельности детей 9–11 лет в семье и в школе:
• проблема перегрузки и проблема занятости детей;
• здоровый досуг как средство самоактуализации и самореализации личностного потенциала ребенка;
• здоровьеразвивающий темп и ритм жизни ребенка.

Занятие 3

1. Общеоздоровительные технологии в семье и в школе:
• дыхательные упражнения в реабилитации здоровья ребенка;
• комплекс упражнений для укрепления сердечно-сосудистой и нервной систем;
• организация режима сна младших школьников.
2. Двигательные и общеукрепляющие комплексы физического развития младшего школьника:
• приемы развития мышц и опорно-двигательной системы у ребенка;
• правила организации домашнего тренажера;
• оздоровительные семейные прогулки.

Занятие 4

1. Предупреждение и профилактика вредных привычек у младших школьников:
• опасность действия никотина на детский организм: пассивные и активные курильщики в семье;
• синдром подражания взрослым у детей 9–11 лет: опасность провокации нездорового поведения;
• другие вредные привычки в жизни младших школьников;
• педагогические приемы предупреждения вредных привычек у детей.
2. Правила организации активного летнего отдыха для детей 9–11 лет:
• разнообразие видов деятельности в каникулярное время: трудовая, познавательная, коммуникативная, общеоздоровительная;
• приемы развития культуры обслуживания и самообслуживания у детей в семье;
• формирование ответственности и воспитание самоконтроля у младших подростков.

5-й класс

Занятие 1

1. Основные направления в содержании работы школы по формированию у детей культуры здорового образа жизни:
• динамика состояния здоровья учащихся в учебном процессе;
• программа здорового образа жизни в содержании общего образования;
• роль взаимодействия семьи и школы в формировании культуры здоровья у детей.
2. Приемы адаптации детей при переходе на среднюю ступень обучения:
• режим дня школьников в 5-м классе;
• помощь родителей, учителей и психологов в период адаптации ребенка к новым условиям обучения;
• приемы развития навыков самоконтроля и самоанализа у младших подростков.

Занятие 2

1. Физиологические и психические особенности развития детей младшего подросткового возраста:
• половые различия и половое созревание: проблемы и решение;
• особенности поведения детей в период полового созревания;
• проблемы становления самостоятельности у младших подростков;
• приемы коррекции взаимоотношений между ребенком и взрослыми.
2. Качество окружающей среды как фактор здоровья ребенка:
• негативные и позитивные факторы городской среды и здоровье населения;
• проблема шума в городе, школе и дома; пути ее преодоления;
• бытовые загрязнения в школе и дома как отрицательный фактор для здоровья человека.

Занятие 3

1. Формирование культуры безопасного поведения в городской среде:
• развитие чувства самосохранения и формирование навыков осторожности у школьников;
• зоны безопасности на улице, в транспорте, в общественных местах;
• проблема бытового травматизма.
2. Зависимость здоровья человека от экологического комфорта помещений:
• экологическое состояние помещений в школе и дома;
• проблема мусора, режим уборки и проветривания жилых и учебных помещений;
• озеленение помещений как фактор создания экологически комфортной среды.

6-й класс

Занятие 1

1. Экологические факторы формирования и развития здоровья ребенка:
• природная среда как фактор здоровья человека;
• возможности релаксации в общении с природой;
• культура общения с природой;
• правила и приемы общеоздоровительных процедур на природе;
• развитие коммуникативных навыков в организации активного досуга.
2. Приемы восстановления физической и ум­ственной работоспособности у подростков:
• активные физические упражнения во время прогулок на природе;
• культура оздоровительного дыхания и дыхательные упражнения;
• приемы релаксации в общении с природными объектами.

Занятие 2

1. Проблема патологических нарушений зрения и профилактика глазных болезней у школьников:
• факторы учебной среды в сохранении и предупреждении глазных заболеваний;
• упражнения по профилактике заболеваний глаз;
• правила пользования бытовой видеотехникой: компьютером, телевизором.
2. Проблема раннего полового созревания: вопросы психологической адаптации подростков в социуме:
• причины деформации поведения и отношений у подростков (ролевая игра «Я – подросток»);
• формирование культуры взаимоотношений родителей и подростков: принцип паритетности в семье.

Занятие 3

1. Социальные проблемы как фактор здоровья школьника:
• особенности и факторы формирования социально-психологической атмосферы в семье и в школе;
• проблема психической устойчивости детей подросткового возраста к дискомфорту в социуме;
• семейный конфликт как фактор патологических изменений в организме подростка;
• приемы развития социальной и психологической устойчивости у подростка.
2. О культуре питания подростка в семье и в школе в период полового созревания:
• формирование представлений о здоровом питании: сбалансированность и рациональность пищи подростка;
• качество пищи как фактор здоровья подростка: проблема консервантов, синтезированных и химически обработанных продуктов.

7-й класс

Занятие 1

1. Особенности адаптации ребенка к условиям современной социальной среды:
• факторы формирования мотивационно-по­требностной и ценностной сферы у детей подросткового возраста;
• средства массовой информации и качество окружающего социума как условия и причины, провоцирующие проявления девиантного поведения у подростков и приемы их коррекции;
• психолого-педагогические приемы выработки у детей привычки адекватного поведения;
• деятельность как условие и средство развития социально значимых качеств личности у подро­стков.
2. Некоторые приемы и способы психосаморегуляции для детей в период полового созревания:
• общеоздоровительные физические упражнения и приемы мышечного расслабления;
• дыхательная гимнастика, расслабление дыхания;
• стили и способы индивидуальной психосаморегуляции.

Занятие 2

1. Условия и факторы развития духовного здоровья подростков:
• условия и средства духовного совершенствования человека;
• причины конфликтов «отцов и детей» в современной семье и способы их преодоления;
• стили общения и здоровье;
• барьеры взаимопонимания в общении подростка с родителями, взрослыми, сверстниками.
2. Роль семьи в развитии моральных качеств подростка:
• компоненты морального облика человека, подростка;
• культура взаимоотношений в семье: обычаи, традиции, нравы;
• культура и способы предложения помощи и культура обращения за помощью как средство установления оптимальных взаимоотношений в семье, с соседями, друзьями и др.

Занятие 3

1. Психология здоровья, духовно-нравственные аспекты развития здоровья человека:
• природа ненависти и добра в отношениях между родными и близкими людьми;
• потребность детей и взрослых в любви, понимании и признании;
• искусство общения, искусство искренности и компромисса.
2. Тренинг общения.

8-й класс

Занятие 1

1. Болезни химической зависимости – след­ствие цивилизации:
• химическая зависимость – подростковая опасность заболевания;
• курение, алкоголизм, наркомания в среде подростков;
• контроль педагогов и родителей и коррекция отношения подростков к курению, алкоголизму, наркомании.
2. Роль семьи в развитии работоспособности подростка:
• взросление и формирование ответственности у подростков;
• приемы актуализации и активизации дея­тельности подростков;
• формирование навыков самоорганизации у подростков: основы самоменеджмента.

Занятие 2

1. Семья в формировании здорового образа жизни подростка:
• образ жизни как фактор здоровья человека;
• культура двигательной активности: отношение к урокам физической культуры, спорту, туризму;
• культура здорового питания в семье;
• культура семейного досуга: общение с родителями – явная или скрытая потребность ребенка.
2. Воля и пути ее развития у подростков:
• воспитание ответственности: права и обязанности в семье и школе;
• право голоса и рамки свободы в семье и школе;
• формирование приемов самоконтроля и самоанализа у подростков.

9-й класс

Занятие 1

1. Физические и психические особенности в развитии детей старшего подросткового возраста:
• половые и возрастные особенности в развитии юношей и девушек;
• причины и условия формирования определенного типа поведения и стереотипа отношения к окружающему миру;
• культура взаимоотношений между юношами и девушками, роль семьи в ее формировании;
• режимные моменты в структурировании здорового образа жизни старших подростков.
2. Развитие культуры самонаблюдения за состоянием собственного здоровья:
• валеологические, антропометрические параметры красоты и приемы их достижения;
• гигиеническая культура юноши и девушки;
• культура общеоздоровительных и общеразвивающих физических занятий в режиме юношей и девушек.

Занятие 2

1. Профессиональный выбор и проблемы профориентационной работы педагогов и родителей:
• значение выбора в жизни человека;
• психологические, физические и интеллектуальные факторы определения профессионального выбора;
• приемы коррекции профессиональной ориентации и выбора подростка.
2. О развитии социальной активности и гражданской позиции у подростков:
• социальная позиция и активность как условия успеха и карьерного роста в жизни человека;
• проблемы гражданственности и патриотизма в семейном воспитании;
• традиции российского воспитания патриотизма и любви к семье и Отечеству.

10-й класс

Занятие 1

1. Приемы восстановления умственной и физической работоспособности:
• сохранение работоспособности;
• ритмичность физической и умственной деятельности;
• приемы научной организации учебы;
• культура здорового питания;
• ритм и режим учебной работы в школе и дома;
• двигательные и дыхательные упражнения;
• активные семейные прогулки и походы на природу.

Занятие 2

1. Культура оказания родителями моральной поддержки и помощи ребенку в сложных жизненных ситуациях:
• юношеские проблемы и причины депрессионных состояний: формы проявления психической неустойчивости и депрессии;
• учебные проблемы и приемы их преодоления: культура контроля за успеваемостью и успехами старших подростков;
• сексуальные отношения, проблема взаимоотношений с лицами противоположного пола: культура оказания помощи и поддержки.
2. Организация здорового отдыха для старших подростков:
• трудовая четверть как средство активизации профессионально значимого интереса;
• организация активного отдыха через совместный труд со сверстниками или в семье;
• стимулирование ответственности и развитие воли через инициирование социально значимой деятельности.

О. Шклярова ;
Т. Щипкова