Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2007

Урок здоровья

Учеба по индивидуальным планам

Сегодня перспективным становится обучение на основе индивидуальных учебных планов. Оно помогает ребенку раскрыть свои возможности и при этом не потерять здоровье

Городская экспериментальная площадка «Обучение по индивидуальным учебным планам» работает в столичном образовании с 2000 года. В ее состав вошли 12 образовательных учреждений – общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи, гимназии.
Модели обучения по индивидуальным учебным планам нацелены на личностно ориентированный подход, на реализацию основных прав ребенка в сфере образования, позволяют осуществлять индивидуальную траекторию развития. Внедрение индивидуальных учебных планов позволяет значительно снизить перегрузки учащихся старших классов.
Сегодня некоторые школы уже работают по такой модели, создана схема психолого­педагогического сопровождения индивидуального развития учеников. Индивидуальные учебные планы расширяют возможности выбора для дальнейшего образования. Но в то же время внедрение этой модели требует соблюдения определенных условий. Внедрение должно начинаться с анализа имеющихся условий – кадровых (достаточно ли учителей для обеспечения индивидуального плана и обладают ли они необходимой квалификацией), содержательных (существует ли в школе реальная дифференциация в содержании образования, которая может служить основой выбора), материальных (достаточно ли помещений для организации такой работы), психологических (готовность старшеклассников к осуществлению выбора) и т.д.
Работа по переходу на индивидуальные учебные планы предполагает несколько этапов. На первом, подготовительном этапе необходимо выделить уровни дифференциации, которые станут основой для индивидуального плана. Так, например, если в школе в старших классах реализуются по крайней мере два профиля (например, филологический и физико-математический), то это создает предпосылки для формирования индивидуального плана.
Как видно из таблицы, среди предметов есть такие, которые представлены на двух уровнях, есть обязательные предметы на одном уровне (например, химия, физкультура, биология) и предметы по выбору (астрономия в 10-м классе, все спецкурсы). Учащийся может сам составить свой учебный план из обязательных предметов и спецкурсов, опираясь на свои интересы и удовлетворяя свои познавательные потребности. Так, например, он может выбрать профильный уровень по русскому языку и математике, усилив их соответствующими спецкурсами, или выбрать русский язык, математику и литературу на профильном уровне, остальные предметы оставив на базовом. Главное – определить нижнюю и верхнюю границы индивидуального плана ученика. Например, верхняя граница не может превышать 36 часов (в соответствии с СанПиНами), нижняя – не менее 30 часов. В новых условиях чрезвычайно ценным представляется то, что дети могут иметь различную нагрузку в соответствии со своими запросами и состоянием здоровья.
Проблема выбора ученика – основная проблема индивидуальных планов. Как показывает опыт различных школ, примерно 25% десятиклассников так или иначе меняют или уточняют выбор, сделанный в конце 9-го класса. Осуществление выбора невозможно без его психологического сопровождения, которое целесообразно начинать еще в 8-м классе с диагностики структуры интеллекта, для которой можно порекомендовать методику Амтхауера (Amthauer Intelligenz-Struktur-Test, I-S-T). Эта методика помогает выявить так называемые «центры тяжести» (мыслительно­речевой и счетно-математический), пространственные представления, функции памяти. Также в 8-м классе целесообразно провести первичную профессиональную диагностику, для которой можно использовать методики Климова («карта интересов») и профессионально стимулирующие игры, разработанные в МГУ (факультет психологии) Н.Пряжниковым.
На протяжении 9-го класса необходимо отслеживать выбор каждого ученика по следующим параметрам:
1. Успешность обучения. (Используется метод экспертов (психолог – педагог – родитель – учащийся.)
2. Психологический комфорт учащегося в группе. (Используется метод наблюдения, тест школьной тревожности Филипса.)
3. Устойчивость интересов в соответствии с выбранным направлением. (Используются следующие методы: беседа, экспертные оценки, повторно проводятся методика «карта интересов», проекционные методики (сочинения «Мое будущее», «Я через 10 лет» и др.)

Подготовительный этап завершается определением количества учебных групп (в зависимости от выбора учащихся), необходимыми потребностями в кадрах, их расстановкой.
На втором, организационном этапе основной проблемой является составление индивидуального расписания. Принцип составления индивидуального расписания несколько отличается от составления общего расписания школы. Вначале надо безотносительно к дням недели составить комбинацию уроков в учебных группах, на которых было бы задействовано наибольшее количество учеников. Так, например, если планируются три группы по математике (одна профильная и две базовые), то целесообразно распределить эту нагрузку между тремя преподавателями и поставить все три группы «в строку», то есть на одном уроке. Таких уроков может быть как минимум три. Оставшиеся три часа профильной математики могут быть дополнены другими группами по непрофильной физике, биологии, физкультуре и т.д. То же происходит и с оставшимися двумя часами литературы, часом русского языка (хотя может случиться и так, что среди выбравших профильный русский язык не будет никого, кто выбрал бы профильную информатику, и тогда можно дополнить один предмет другим!).
Набранные таким образом уроки выставляются в расписание по дням недели. Причем уроки, на которых присутствуют все ученики, ставятся в середину учебного дня (3-, 4-, 5-, 6-м часом), уроки, на которых присутствуют не все учащиеся, – по краям, так удается избежать «окон» в расписании.
На основном этапе внедрения ИУП главной проблемой видится проблема контроля ребенка. Поэтому целесообразно каждый предмет разбить на учебные модули и их изучение завершить зачетной или контрольной работой.
Результаты зачетов и контрольных работ можно фиксировать в зачетных книжках учащихся.
В процессе выбора предметов, прохождения своей образовательной траектории через урок, спецкурс или исследовательскую работу в лабораториях у детей начинают формироваться такие качества, как ответственность за свой выбор, самоконтроль, самооценка.
Третий этап работы – психологическое сопровождение. Оно осуществляется через тренинги саморегуляции, тренинги общения. Ученики тоже испытывают трудности при переходе на новую модель, они попадают в новую социальную ситуацию, лишаются поддержки привычной социальной группы – класса, поэтому, как показывают исследования, у них наблюдается рост тревожности.
Необходимо помнить о диагностике утомляемости, поэтому стоит время от времени изучать соотношение адекватности выбора нагрузок и физических возможностей подростка. Для этой цели мы можем порекомендовать методику, разработанную в Московском психолого­педагогическом университете на факультете специальной психологии Т.А. Мешковой.
На четвертом аналитическом этапе анализируются основные итоги работы. Результаты работы в режиме индивидуальных учебных планов нужно обсудить на педсовете, родительских собраниях, собраниях учащихся. Анализ обсуждений позволит внести коррективы в процесс организации работы по индивидуальным планам.

Примерный учебный план профильного обучения в школе

Профили Физико-математический Гуманитарный

Русский язык

1

2

Литература

3

5

Иностранный язык

3

5

История, Обществознание

3

3

МХК

1

2

Математика

6

3

Биология

2

2

Физика

6

2

Астрономия

2

-

Химия

2

2

Физкультура

2

2

ОБЖ

1

1

Информационные технологии

2

1

Спецкурсы по выбору

3

6

Всего

36 часов в неделю

36 часов в неделю

Если этот учебный план представить в виде индивидуального,
он мог бы выглядеть следующим образом:

Уровни Базовый Профильный Выбор ученика

Русский язык

1

2

-

Литература

3

5

-

Иностранный язык

3

5

-

История, Обществознание

3

3

-

МХК

1

2

-

Математика

3

6

-

Биология

2

-

2

Физика

2

6

-

Астрономия

2

-

-

Химия

2

-

2

Физкультура

2

-

2

ОБЖ

1

-

1

Информационные технологии

1

2

-

Спецкурсы по выбору

9

-

-

Всего

-
-

36 часов в неделю

Е. Кузнецова ;
Е. Стерлягова