Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2007

Образ жизни

Профилактика ВИЧ-инфекции в школьной среде

В настоящее время в Российской Федерации определились новые угрожающие тенденции в распро-странении ВИЧ-инфекции, что ставит новые задачи по их профилактике. Тенденции таковы:
– выход ВИЧ-инфекции за пределы группы риска (маргинальных групп) и распространение среди населения в целом;
– вовлеченность в поражение прежде всего молодежи и подростков;
– опережающие темпы распространения ВИЧ-инфекции среди девушек и женщин и, соответ­ственно, среди новорожденных детей.
Все большее число детей с ВИЧ-инфекцией оказывается в образовательных учреждениях. Это определяет приоритет основных направлений профилактики именно в образовательной среде.
Одним из основных методов профилактики ВИЧ-инфекции в учебных заведениях были «половое воспитание» и пропаганда так называемого «безопасного секса». В то же время, когда они преподносятся вне национального, религиозного, культурного контекста, эти подходы не только неэффективны, но порой приводят к негативным социальным результатам. Так, например, в Санкт-Петербурге в 2005 году было возбуждено 7 дел административного расследования по инициативе родителей, возмущенных проведением программ «безопасного секса» среди школьников.
Практика показала, что нередко программы профилактики осуществляются лицами без достаточной профессиональной подготовки и учета возрастных особенностей аудитории. В таких случаях, несмотря на благие намерения, эта деятельность может вызвать обратную реакцию общественности, работников образовательных учреждений, родителей начиная от негативного отношения ко всем видам по-добной работы и до агрессивного неприятия самих ВИЧ-инфицированных.
За последние два­три года появилось немало новых профилактических программ в образовательной среде. Как правило, они включают три основных направления:
– информационно­образовательное – о сущности и путях заражения ВИЧ-инфекцией;
– формирование волонтерских движений;
– половое воспитание и формирование сексуальной безопасности.
Оценка эффективности профилактических программ на всех этапах их реализации показала, что:
– в них слишком много внимания уделяется распространению знаний (познавательный подход), а не осуществлению изменений в поведении людей, поскольку коммуникативный подход используется слабо и односторонне, а эмоциональный подход не используется вообще, хотя известно, что эффективность лекции составляет 5%, чтение литературы, показ аудио­ и видеоматериалов – по 10%, обсуждения в группе – 50%, обучение на практике – 70%;
– программы не дифференцированы и не адресованы разным целевым аудито-риям в зависимости от возрастных, гендерных и индивидуально­личностных проблем;
– отсутствуют системность в профилактической деятельности как внутри отдельных ведомств, так и на уровне межведомственного взаимодействия, разрозненные усилия государ­ственных, общественных, религиозных организаций и бизнес-сообщества в этой области;
– недостаточен уровень профессиональной подготовки лиц, осуществляющих мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции, отсутствует система подготовки подобных специалистов.
Необходимы изменения в содержании и роли просвещения по вопросам ВИЧ-инфекции: профилактическая работа должна ориентироваться на здоровый образ жизни, предполагать комплексный подход к решению воспитательно­нравственных и психолого­медико-педагогических задач во всех основных сферах жизнедеятельности детей, подростков и молодежи. То есть целью работ по профилактике ВИЧ-инфекции должно быть воспитание гармоничной, нравственной личности, способной удовлетворять свои основные потребности, не прибегая к употреблению психоактивных веществ и асоциальному, опасному для здоровья поведению.
Педагогические исследования показали, какие методы в сфере образования наиболее эффективны.
– Если целевые группы (например, подростки) включены в процесс проектирования, разработки и внедрения профилактического образования, вероятность достижения положительных результатов намного выше.
– Получение информации о ВИЧ-инфекции сильнее влияет на поведение, когда происходит в контексте приобретения жизненных навыков, развития чувства ответственности и уверенности в себе.
– Если программы отвечают потребностям учащихся в зависимости от возраста, пола, индивидуально­личностных особенностей.
– Учебные программы, адаптированные для маргинальных групп (дети и молодежь, не посещающие школу, беспризорные и безнадзорные дети, дети из бедных семей, мигранты, «социальные» сироты, дети с девиантным и аддиктивным поведением и др.).
Перечисленные факторы и другие аспекты анализа профилактической деятельности были учтены нами при дальнейшем развитии и совершенствовании системы профилактики ВИЧ-инфекции в школьной среде.
Основа программы была создана с помощью следующих принципов: дифференцированность профилактических программ, интегрированность профилактической работы в образовательной среде и факторный подход, то есть учет биологических, психологических и социальных факторов риска.
Исходя из этих основных принципов при определении направленности профилактической работы в школьной среде были выделены четыре целевые группы:
– здоровые несовершеннолетние;
– несовершеннолетние группы риска;
– ВИЧ-инфицированные несовершеннолетние;
– несовершеннолетние, контактные с ВИЧ-инфицированными лицами.

Наиболее многочисленная и обширная целевая группа для профилактической работы – это группа практически здоровых детей и подростков. Работа в этой группе преимущественно основывается на формировании и развитии «защитных факторов», препятствующих ВИЧ-инфицированию. Это относится как к физиологическим, так и к психологическим и социальным факторам. Поэтому ведущими методами в этой группе являются разнообразные программы формирования здорового образа жизни детей и подростков и жизненных навыков, в том числе и коммуникативных, а также подготовка к сложным жизненным обстоятельствам. Особое значение для здоровых несовершеннолетних имеет информационно­образовательная, просветительская работа по половому воспитанию и безопасному сексу, информация о сущности ВИЧ-инфекции и путях ее предупреждения. Значительные трудности появляются при обсуждении половой проблематики в целом и практики половой жизни молодежи в частности. Эти трудности возникают как с преподавательской стороны (школьные учителя, администраторы и даже лица, разрабатывающие политику в области образования), так и со стороны родителей, поскольку многие из них не одобряют открытое обсуждение половой проблематики с детьми и подростками. Эта работа должна проводиться в строгом соответствии с нравственно­этическими нормами и возрастными особенностями детей и подростков. Одним из альтернативных путей работы с младшим школьным возрастом является информационно­просветительская деятельность по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции опосредованно, через родителей. Это, в свою очередь, дает родителям возможность – с учетом конкретных семейных условий и индивидуальных особенностей ребенка – находить адекватные способы доведения этих сведений до своих детей.
Профилактическая работа в группе здоровых предусматривает сочетание дидактических и интерактивных методов как в процессе предметного обучения (биологии, ОБЖ, информатики, литературы, истории и др.), так и в условиях внеурочного дополнительного образования и досуговой деятельности. Большое значение для успешной профилактики имеют стимуляция, поощрение, поддержание самостоятельной активности несовершеннолетних в области профилактики, основанной на принципах «ровесник – ровеснику», «равный – равному» и др.
Другая фокус­группа профилактической работы в школьной среде – это группа риска ВИЧ-инфицирования. В этой группе наряду с методами формирования и развития защитных факторов приоритет приобретают методики, основанные на раннем выявлении и организации соответствующей психолого­педагогической коррекции обучающихся с психологическими и социальными факторами риска, в частности, с отставанием в учебе, признаками девиантного поведения, низким уровнем социального поведения, нарушением семейных отношений, безнадзорными, «социальными сиротами» и др. Опора на систему факторов риска формирования наркомании, ВИЧ-инфицирования, девиантного и делинквентного поведения может стать основой интегративного подхода и межведомственного взаимодействия.
Следующая целевая группа профилактических усилий в школьной среде представлена группой ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних, рост которой обусловлен стремительным распространением ВИЧ-инфицированного населения в целом, и особенно детей и молодежи. Уже сейчас значительное число инфицированных находится в образовательных и социальных учреждениях – домах ребенка, детских домах, реабилитационных центрах и других школьных учреждениях, в том числе в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях.
В отношении этой группы наиболее адекватными представляются методы «вторичной» и «третичной» профилактики и реабилитации, комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества жизни лиц с ВИЧ-инфекцией прежде всего методами медико-психолого­педагогического сопровождения, и организации работы психолого­педагогических реабилитационных учреждений.
Группа лиц, контактных с ВИЧ-инфицированными, включает тех несовершеннолетних, а также специалистов, работников образовательной сферы, членов семей, детей инфицированных матерей, которые в силу семейных, профессиональных или ситуативных обстоятельств находятся в контакте с ВИЧ-инфицированными. Важным направлением работы с этими категориями, в частности, с работниками сферы образования, является развитие системы профилактики так называемого «синдрома профессионального и эмоционального выгорания», формирования толерантности к инфицированным, антидискриминационное просвещение всех участников как в школе, так и в семье.
Проблема научной разработки теоретического и практического обучения специалистов в области профилактики ВИЧ-инфекции в школьной среде должна быть реализована путем создания специальных учебных программ подготовки специалистов для всех педагогических вузов и институтов повышения квалификации работников образовательных учреждений.
Таким образом, необходимо создание хорошо скоординированной, финансируемой из бюджетных средств и организационно поддерживаемой органами власти системы подготовки и повышения квалификации кадров для реализации профилактики ВИЧ-инфекции в сфере образования и средствами образования и просвещения. Эта работа должна носить межведомственный характер и развиваться в рамках комплексной медико-образовательной профилактической системы как на федеральном, так и на региональном уровне.

Людмила ШИПИЦЫНА,
ректор Института
специальной педагогики и психологии,
г. Санкт-Петербург

По данным директора Федерального научно-исследовательского центра по борьбе со СПИДом академика Вадима Покровского, в России зарегистрированы около 350 тысяч ВИЧ-инфицированных, однако реально их гораздо больше – не менее одного миллиона. При этом лечение получают лишь 3,5 тысячи человек.
Лидерство по ВИЧ-инфекции принадлежит крупным промышленным центрам, в том числе Иркутской области (тут на учете каждый сотый житель), Ханты-Мансийску, Норильску, Свердловской и Самарской областям. Наиболее благоприятная обстановка в Липецкой области.
В Санкт-Петербурге ситуация более сложная, чем в Москве.
СПИДом в России преимущественно заражаются молодые люди, подростки. И если раньше ВИЧ-инфекция распространялась главным образом среди наркоманов, то сегодня основной путь заражения – половой.

В этом году в школах Тольятти пройдут уроки, посвященные профилактике ВИЧ-инфекции. В городе зарегистрированы 11 475 ВИЧ-инфицированных, большинство зараженных (67%) – молодые люди до 29 лет. Специалисты считают, что для предотвращения массового распространения ВИЧ среди молодежи профилактические занятия необходимо проводить с детьми 13–14 лет.
О том, каким образом педагоги должны участвовать в этой работе, говорили участники конференции «Снижение стигматизации лица, живущего с ВИЧ-инфекцией в городском сообществе». Цель конференции – привлечь внимание общественности к проблемам людей, живущих с диагнозом ВИЧ. И научить людей относиться к ВИЧ-инфицированным как к обычным членам общества.
Для педагогов были организованы тренинги-семинары «Повышение толерантности к ВИЧ-инфицированным у учащихся средних образовательных учреждений». Специалисты разработали план уроков, посвященных профилактике ВИЧ-инфекции, где в простой и доступной форме школьникам расскажут об опасности ВИЧ и способах заражения. Занятия будут проводиться во всех классах средней и старшей школы начиная с 5-го.

Елена Тихонова ;
Людмила Шипицина