Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2007

Школьный возраст

Приспосабливаться – это хорошо или плохо?

Термин «приспособление» подразумевает процесс самореализации в соответствии с требованиями окружения. Развивать способность к приспособлению особенно важно в подростковом возрасте, когда – при неблагоприятном сочетании внешних условий и темперамента – могут возникать отклонения в поведении и эмоциональные расстройства, как это нередко и наблюдается в последнее время.
В процессе приспособления приходят во взаимодействие индивидуальные особенности человека и внешние факторы. Это явление широко исследуется за рубежом, но у нас в стране до сих пор остается в тени.
Новосибирские ученые решили оценить роль темперамента и социальных факторов в приспособлении подростков. Они обследовали 255 учеников одной из школ Новосибирска в возрасте 13–16 лет (123 мальчика и 132 девочки). Большинство обследованных (96%) – дети из полных семей, проживающих в собственных квартирах, причем 58% подростков живут в отдельной комнате. При этом у 49% семей средний доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума.
Темперамент подростков оценивали с по-мощью МОТ (модифицированного опросника темперамента), содержащего 54 вопроса. Чтобы точнее определить приспособленность подростков, использовали данные о школьной успеваемости, а также краткие формы Ахенбаха для родителей, учителей и подростков. Социальные факторы изучали по данным анкетирования.
Достоверных различий в свойствах темперамента между мальчиками и девочками обнаружено не было, за исключением большей интенсивности эмоциональных реакций и чувствительности у девочек. При этом мужской пол являлся фактором риска нарушений приспособленности. Эмоциональные расстройства у мальчиков в большей мере, чем у девочек, обусловлены темпераментом.
По данным анализа, темпераментом и социальными факторами можно объяснить 23,3% школьной успеваемости, а также 20% общего числа проблем и 12,6% эмоциональных расстройств.
Результаты исследования свидетельствуют, что высокий уровень активности предрасполагает к антисоциальному поведению (что показывают и данные зарубежных исследований), гибкость темперамента является защитным фактором.
На успеваемость подростков сильное влияние оказывали образование и социальный статус родителей.
Новосибирские ученые делают вывод, что темперамент и социальное положение – важные факторы приспособления в подростковом возрасте, определяющие успешность на основном жизненном поприще – в учебе. Ученые считают, что нарушения у подростков в виде эмоциональных расстройств и отклонений в поведении следует рассматривать как особенность стиля приспособления, своеобразную «плату» за адаптацию.

Тимофей ЗВЯГИН

 

Интенсивное обучение и его последствия

Ученые государственной медицинской академии Санкт-Петербурга изучали состояние здоровья и нервно-психического статуса учащихся. В исследовании участвовали школьники 8–11-х классов, обучающиеся по интегрированным и интенсивным программам в школах-лицеях и по обычным общеобразовательным программам в школах Санкт-Петербурга.
Анализ состояния здоровья по данным школьных медицинских карт в начале исследования показал, что у 36% учащихся имеются хронические заболевания (III группа здоровья), у половины подростков отмечены морфофункциональные нарушения (II группа здоровья), абсолютно здоровыми были признаны только 14% школьников.
После углубленного медицинского обследования десятиклассников лицейских и общеобразовательных классов, проведенного с помощью автоматизированной системы профилактических осмотров населения (АСПОН-Д), выяснилось, что состояние здоровья школьников имеет более низкие показатели. Те или иные отклонения имелись у 97% обследованных, из них 80,7% страдали хроническими заболеваниями и были отнесены к III группе здоровья; 16,3% имели морфологические нарушения (II группа здоровья).
В структуре хронических заболеваний наибольший удельный вес имели болезни эндокринной системы и расстройства питания (за счет полигиповитаминоза), болезни органов пищеварения, болезни костно-мышечной системы (сколиоз, плоскостопие), болезни нервной системы и органов чувств (астеноневротический синдром, миопия). При этом значительных различий в структуре и частоте хронических заболеваний между школьниками, обучающимися по интенсивным и обычным учебным программам, выявлено не было.
Уровень заболеваемости с временной утратой трудо-способности в течение учебного года в лицейских классах был выше, чем в общеобразовательных, как при учете собственно заболеваний, так и дней нетрудоспособности. Число подростков, не болевших в течение года, в классах с интенсивной нагрузкой было в 2,5 раза меньше, чем среди старшеклассников, занимавшихся по обычным программам.
Данные исследования свидетельствуют, что обучение по экспериментальной программе с учебной нагрузкой повышенной интенсивности, в отличие от обучения по общеобразовательной программе, вызывает большее напряжение организма ухудшает нервно-психическое состояние учащихся.
Интенсивные учебные программы по сравнению с обычной вызывали более раннее снижение умственной работоспособности учащихся в течение дня, недели, года, а также ослабление центральных механизмов регуляции сердечного ритма в динамике учебного процесса.
Внедрение в экспериментальном классе комплексной профилактической программы позволило достичь у школьников оздоровительного эффекта, что выражалось в усилении у них адаптационно-защитных механизмов, сохранении высокого уровня умственной работоспособности, уменьшении числа подростков с повышенным уровнем нервозности и с хроническими заболеваниями, снижении заболеваемости с временной утратой трудо-способности.
Разработанный профилактический комплекс включает два основных вида мероприятий – коллективные и индивидуальные. К первым относятся формирование у учащихся сознательного отношения к своему здоровью, специальные комплексы по профилактике утомления зрения, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы; улучшение внутришкольной среды; дегельминтизация и т.д. К индивидуальным – коррекционные мероприятия, разработанные конкретно для каждого школьника с учетом особенностей его здоровья.

Тимофей Звягин ;
Елена Якушева