Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2007

Из первых рук

Школа, проснись!

Школа – социальный институт, через который проходит практически все население. По мнению Американской ассоциации национального здоровья, ни один институт не может сделать для формирования здоровой личности столько, сколько делает школа

 

Тенденция вековой давности

Интеграция современных информационных технологий в учебный процесс требует соблюдения баланса между методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения. К сожалению, этот баланс не соблюдается: неоправданно велик информационный поток на незрелый организм детей; консервативен механизм учебного процесса (обучение построено на алгоритме мертвых букв, цифр, схем, на телесном и психоэмоциональном закрепощении, авторитарном стиле общения педагогов с учениками). В результате сегодняшний учебно- воспитательный процесс не только не обеспечивает необходимого уровня знаний, но и подрывает здоровье школьников.
Правительство РФ уже несколько лет назад поставило перед школой задачу повысить качество образования детей и укрепить их здоровье. То есть здоровье учеников должно стать объектом внимания педагогов.
Процент здоровых детей школьного возраста сейчас находится в пределах 3,3–15,0%; лиц с функциональными расстройствами – 37,9–50%, с хроническими заболеваниями – 40,0–58,8%. К окончанию школы число учеников с хроническими заболеваниями увеличивается в два раза, в целом здоровье учащихся ухудшается в четыре-пять раз.
В резолюции Международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке» констатируется: «...Негативную тенденцию ухудшения состояния здоровья детей и подростков, отмечаемую в последнее десятилетие, пока еще переломить не удалось... Это влечет за собой такие неблагоприятные для развития общества последствия, как рост ранней инвалидизации, трудности комплектования армейского резерва, снижение профессиональной пригодности, ухудшение качества трудового потенциала и репродуктивных возможностей молодежи».
Причины, провоцирующие отклонения в состоянии здоровья детей, могут быть как школьные, так и обусловленные образом жизни учеников. Постоянное реформирование образовательной системы, проведение экспериментов без достаточного обоснования и научно-методического сопровождения – все это приводит к повышению учебных и эмоциональных нагрузок, возникновению стрессовых ситуаций, нарушениям гигиенических норм поведения (ночного отдыха, питания, двигательной активности и др.).
На состояние здоровья детей массовых школ ученые обратили внимание еще в XIX веке. Врачи установили распространенность среди учащихся близорукости, нарушений осанки, неврастении, анемии... Их нарастание от класса к классу врачи считали неизбежным следствием школьного обучения. Эти болезни получили название «школьные болезни». Тогда же определили их основные причины: перегруженные программы, большое число уроков в день, статическое положение ребенка в течение длительного времени, не соответствующее возрастным особенностям детского организма.
Причины, провоцирующие заболевания школьников, за прошедшее столетие не только не исчезли, их количество выросло, потому что информационный поток увеличился, обучение компьютеризировалось, в быту доминирует телевидение, двигаться дети в повседневной жизни стали еще меньше. Понятно, что при таком положении вещей школа должна проводить радикальную оздоровительную политику.

Три принципа оздоровления

В настоящее время применяются разные модели оздоровления: рациональное составление учебного расписания; улучшение санитарно-гигиенических условий учебно-рекреационных помещений; увеличение объема занятий по физической культуре; включение школ в общественное движение «Школы содействия здоровью» и др. Безусловно, все эти методы оздоровления в той или иной степени оказывают положительный эффект. Однако только система последовательных действий, опирающаяся на нивелирование причин, вызывающих отклонения в состоянии здоровья школьников, может сформировать здоровый образ жизни и изменить тенденции.
Большой объем знаний, которым должен овладеть учащийся, предъявляет высокие требования к его работоспособности, а следовательно, и к функционированию всего организма. С педагогической позиции работоспособность учащихся не всегда позволяет усвоить программу школы: дети проявляют вялость мышления, отсутствие внимания, утрату интереса к учебе, инертность поведения...
Оздоровительная программа должна базироваться на следующих принципах: медицинском, здоровьесберегающих технологий, педагогическом.
Медицинский принцип – это диагностика индивидуального уровня здоровья, функциональных резервов организма, определение группы здоровья для занятий физкультурой.
Принцип внедрения здоровьесберегающих технологий обучения предполагает внедрение таких методов преподавания, которые бы не нарушали функциональные возможности организма ученика.
Педагогический принцип основан на том, что педагоги, являясь носителями общей культуры, должны быть и носителями культуры здоровья, пропагандировать здоровый образ жизни как высшую ценность, как норму повседневной жизни, как предпосылку успешной учебы.

Считаем проценты

В ряде школ ЗАО г. Москвы были проведены тестирование и оценка работоспособности учеников, а также их физического здоровья.
Исследование проводилось специалистами Института медико-биологических проблем РАН и Ассоциации «Народный СпортПарк» под эгидой Департамента здравоохранения правительства г. Москвы.
В тестировании приняли участие 878 школьников с 1-го по 11-й класс. Отличный и хороший уровень резервов здоровья и работоспособности выявлен у 201 ученика, что составляет 22,9% от общего числа обследованных.
Удовлетворительный уровень резервов здоровья и работоспособности установлен у 283 учеников – 32,2%.
Неудовлетворительное общее состояние организма, наличие нескольких «слабых» систем имеют 395 человек (44,9%). Эта группа школьников имеет и низкий индекс физического здоровья – 2,1–2,9 балла. Индекс физиче-ского здоровья мальчиков ниже, чем у девочек.
Таким образом, 283 школьника нуждаются в активизации жизненного стиля, а 395 ученикам необходимо изменить свое отношение к здоровью.

Уровень здоровья

Уровень физического здоровья характеризуется количественной оценкой работы систем жизнеобеспечения и антропологическими данными.
Оценка антропометрических показателей (длина тела, вес, ширина плеч, индекс осанки, окружность груди) выявила отклонения в 15,6–17,5% случаев.
Функциональные характеристики мышечной системы (мышц плечевого пояса и мышц ног) резко снижены. У 45,5% обследованных неудовлетворительная функция всех двигательных мышечных групп является следствием их недостаточного развития.
Функциональные нарушения костно-мышечной системы имеют 65,8% школьников. В структуре патологии 51,6% составляет сколиоз. Нарушение осанки у школьников, по данным разных авторов, встречается в 90% случаев.
Известно, что состояние мышечного аппарата, кроме опорно-двигательной функции, предопределяет деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Недоразвитие скелетной мускулатуры провоцирует их заболевания. Отклонения в работе сердечно-сосудистой системы по частоте пульса и артериальному давлению установлены, соответственно, у 53,3% и 32,0% школьников.
Нарушение функционального состояния дыхательной системы, обеспечивающей кислородом организм, выявлено у 25% учащихся. Функциональное состояние ЦНС не соответствует возрастным нормам обследованных учащихся, что, естественно, отражается на успешности восприятия школьной программы.
Глубинной причиной указанных нарушений является дисбаланс между биологической потребностью детского организма в двигательной активности и социальным статусом ребенка, который ограничивает эту потребность.
Необходимо переориентировать деятельность школы на оздоровление учащихся. Точкой приложения педагогических воздействий должен стать такой вид деятельности, который приемлем и доступен каждому учителю и оказывает наибольший оздоровительный эффект. Это активизация двигательного компонента в режиме учебного дня.
Педагогические технологии оздоровительного характера направлены на профилактику утомления и повышение работоспособности; коррекцию различных отклонений; повышение функционального состояния систем жизнеобеспечения (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.); совершенствование физического развития детей; тренировку адаптационно-приспособительных механизмов, направленных на сопротивляемость болезням; формирование идеологии престижности быть здоровым.

Роль физкультуры

Роль физической культуры еще в XIX веке подчеркивал врач-гигиенист Ф.Ф. Эрисман: «В самой школе должно больше, чем до сих пор, заботиться о физических упражнениях».
В 60-х годах прошлого века учеными были предложены универсальные направления физического воспитания в режиме дня школьников. Классификация форм физического воспитания включает общешкольные мероприятия, внеклассную работу, а также индивидуальную и внешкольную формы занятий физической культурой. Несмотря на то что формы и методы физического воспитания в школе известны давно, за последнее десятилетие многие из них перестали применяться на практике. В повседневной практике актуальны малые формы двигательной активности. Проводимые регулярно, они оказывают положительный эффект на функциональное состояние учеников. Так, утренняя гимнастика, которая является обязательным элементом в режиме учебного дня, способствует повышению активности нервной системы и быстрому включению в учебный процесс.
При традиционной форме ведения урока познавательная деятельность учащихся сочетается с физкультпаузами, которые повышают продуктивность труда и предупреждают возникновение утомления. Во время пауз под руководством педагога учащиеся выполняют 4–5 упражнений, комплекс которых меняется два-три раза в месяц. Вариативность комплексов упражнений направлена на концентрацию внимания, снятие утомления с рук, спины, профилактику нарушения зрения, релаксацию... Дефицит двигательной активности в начальной школе компенсируется и за счет обязательного урока хореографии.
Контроль позы за партой является важным моментом в профилактике нарушений опорно- двигательного аппарата и утомления. Положительный эмоциональный настрой при проведении утренней гимнастики, физкультминуток создает музыкальное сопровождение.
Режим учебного дня в начальной школе включает динамические перемены – по 20 минут после второго и третьего уроков. Назначение этих перемен состоит в том, что во время подвижных игр в активные действия включаются бездействующие во время урока мышечные группы, а центральная нервная система отдыхает. Смена видов деятельности – умственного труда на двигательную активность (мышечную работу) – способствует повышению работоспособности на последующих уроках, профилактике утомления, оказывает общеукрепляющее действие на организм.

Звонок на урок

Основной формой физического воспитания в школе является урок физической культуры. К сожалению, его основные задачи не реализуются в школьной практике. Для многих школьников выполнение возрастных нормативов проблематично. Необходимо изменить отношение учащихся к физической культуре и превратить урок физкультуры в главное средство формирования культуры здоровья. Это можно сделать с помощью дифференцированного подхода по группам здоровья; учета функциональных параметров биологического развития (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем); рациональной организации двигательного режима, включающего различные по характеру и интенсивности физические нагрузки в соответствии с возрастными особенностями. У младших школьников – в первую очередь развивать координацию движений, ловкость, гибкость, у старших – силу, выносливость, быстроту, волевые качества.
Эффективность самого урока физкультуры достигается соблюдением высокой моторной плотности (70% времени), динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности формирования навыков и умений к самостоятельным занятиям, а также контролем выполнения домашнего задания и оценкой достигнутых результатов.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» одним из важных направлений выдвигается организация физкультурно-оздоровительной работы. Количество учебных часов по физическому воспитанию увеличивается, совершенствуются структура преподавания, организация внеклассной работы, обеспечение спортивной базы.
Теперь в школьном расписании предусмотрены обязательные уроки физкультуры в объеме не менее 3–4 часов в неделю. Содержание третьего урока физкультуры в начальной школе: формирование навыков мышечного расслабления, изучение комплексов для психической регуляции, упражнений на концентрацию внимания, комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки, игры и упражнения для формирования двигательных качеств.
Структура урока в основной школе содержит: формирование навыков мышечной релаксации в процессе выполнения физической работы разного характера; комплексы для регуляции эмоционального состояния и противодействия неблагоприятным физическим и психическим факторам внешней среды; упражнения на концентрацию внимания при выполнении двигательной деятельности разного характера; комплексы атлетической гимнастики для устранения недостатков телосложения.
В средней (полной) школе структура оздоровительного урока представляет: аутогенную тренировку, элементы медитации, психофизические комплексы для формирования черт характера; упражнения на формирование навыков управления эмоциональной сферой, комплексы упражнений для устранения недостатков телосложения (спортивная гимнастика, статические напряжения мышц, гиревой спорт, шейпинг), основы единоборства.

Дополнительные занятия

Физическое воспитание по государственной программе не может способствовать в полной мере укреплению здоровья детей, обеспечить высокий уровень работо-способности, так как лишь частично решает проблему гипокинезии учащихся. Только активное перемещение в пространстве оказывает тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, обменные процессы. Этого можно достичь специальными занятиями.
Дополнять государственные программы по физкультуре необходимо систематическими занятиями вне уроков. Дополнительное обучение включает физкультурно-оздоровительные, лечебно- профилактические и спортивные мероприятия, которые учитывают индивидуальные особенности, склонности, интересы школьников. Факультативные занятия не обязательны, но они являются существенными в физическом воспитании детей и подростков. Это занятия в спортивных кружках, секциях, тренажерных залах, клубах и группах ОФП и т.д. Во многих школах имеются различные спортивные секции, занятия в которых проводят преподаватели, имеющие квалификацию мастеров спорта в соответствующем виде спорта и опыт тренерской работы.
Несмотря на это, количество учащихся, посещающих секции, невелико по причине низкой мотивации, неадекватного воспитания в семье, дефицита знаний о влиянии физической культуры на жизнедеятельность человека. Привлечь внимание школьников к физической культуре можно предпочтительными для подростков современными видами физической культуры – ритмической гимнастикой (аэробика, ушу), фитнесом, борьбой, рукопашным боем... Во внеурочной работе следует возродить забытые традиционные зимние и летние игры, которыми можно заниматься на школьных спортплощадках. Значение этих видов спорта бесценно. Они формируют физические и волевые качества, ответственность перед командой, коммуникабельность.
Повышение двигательной активности учащихся школы в группе общей физической подготовки также должно найти свою нишу во внеклассной работе.
Занятия в танцевальных ансамблях корригируют осанку, снимают утомление, способствуют положительным эмоциям, увеличивают двигательную активность, улучшают самочувствие.
Администрации школ необходимо изыскивать новые возможности для оздоровления учащихся. Это – приобретение тренажеров, спортивного инвентаря и оборудования, сотрудничество со специалистами в области охраны здоровья детей, приглашения методистов по лечебной физкультуре, мастеров спорта, приобщение родителей к оздоровительной работе и т.д.
В структуру оздоровительной работы на дополнительных занятиях следует включать коррекционную программу. Для детей с отклонениями осанки организовать занятия в группах лечебной физкультуры. Разнообразные методики корригирующей терапии формируют правильную осанку, укрепляют мышечный корсет, нормализуют положение и функции внутренних органов.
Достоинством оздоровительной работы в школе является участие самих школьников в качестве лидеров (инструкторов, волонтеров) по физической культуре.

Ровесник-инструктор

Поиск модели формирования культуры здоровья школьников предполагает наравне с традиционными педагогическими методами активное участие самих школьников. Перспективной является модель «сверстник обучает сверстника». Ровесник является распространителем гигиенической культуры. Он воспринимается сверстниками с большим доверием, так как равные общаются с равными, говорят на одном языке, понимают проблемы друг друга и нормы поведения в обществе.
Подготовка волонтеров-инструкторов из числа авторитетных учащихся осуществляется по специальной программе. Инструкторы по физической культуре участвуют в разных видах классной, общешкольной деятельности: проводят физкультминутки, помогают разучивать упражнения в спортзале, на спортплощадке, на тренажерах, участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях.
В многоаспектной профилактической и оздоровительной работе в школе необходимы пошаговые действия. Наиболее простым и легко осуществимым методом «ученик обучает ученика» являются физкультминутки на уроках. Со временем проводить физкультминутки могут все ученики по очереди по принципу: сегодня я – учитель, а ты – ученик, а завтра – наоборот. При этом «учитель» может предлагать новые комплексы упражнений, разученные и рекомендуемые учителем физкультуры.
Овладение комплексом физических упражнений, их демонстрация одноклассникам и совместное выполнение с группами учащихся оказывает благоприятное воздей-ствие и на самих «учителей»-подростков. Кроме того, учащиеся-инструкторы получают практические навыки социального общения, что пригодится им во взрослой жизни.
Привлечение к занятиям подростков в качестве лидеров оказывает положительное влияние на поведение ровесников. В этом и заключается ценность модели. Впоследствии использование волонтеров из числа подготовленных учеников возможно и при проведении других видов оздоровительной работы. Этот метод повышает самооценку, формирует такие качества, как уверенность в себе, чувство собственного достоинства.
Концепция «сверстник обучает сверстника» в зарубежных странах (Великобритания, США, северноевропейские страны) внедрена с начала 80-х годов прошлого столетия для предупреждения нежелательной беременности, профилактики потребления психоактивных веществ, пропаганды здорового питания, профилактики насилия.
Массовые школьные мероприятия (выезды на природу, соревнования, олимпиады) готовятся и проводятся как праздники. Существенным методом этих праздников является присутствие педагогов и родителей в качестве участников, групп поддержки, зрителей. Ощущение полноты праздника здоровья достигается призовыми награждениями, музыкальным сопровождением, чаепитием. Освещение результатов спортивных достижений, соревнований, олимпиад в школьной газете, по радио, в мини-плакатах, фотовыставках является стимулирующим фактором приобщения к физической культуре.

А ты, учитель?

Ключевой фигурой в физкультурно-оздоровительной работе школьников является учитель физической культуры. Его задача состоит в том, чтобы каждый ученик научился комфортно воспринимать физические и психические нагрузки, приобрел навыки лечебной физкультуры и самоконтроля, чтобы занятия физическими упражне-ниями стали нормой жизни и способом самоутверждения. Пробудить интерес школьников к физической культуре необходимо информацией о причинах возникновения заболеваний и способах оздоровления средствами физической культуры, об использовании средств и методов физического совершенствования человека, об эстетике здорового организма, об исторических аспектах физиче-ской культуры, об олимпийском движении. Работа учителя физкультуры должна включать обсуждение книг, газетных статей по физкультуре и спорту, организацию встреч со спортсменами, посещение соревнований. Организация внутришкольных соревнований и праздников здоровья, подготовка школьников к участию в районных и городских турнирах и соревнованиях является подтверждением активности учителя физкультуры в спортивно-оздоровительной работе.
Учителям-предметникам надо преодолеть инертность, осознать свою социальную значимость в воспитании здорового поколения, быть активными участниками самого процесса оздоровления. Это относится к любым формам оздоровительной работы – на уроках, во внеклассной, общешкольной работе... Пассивность многих преподавателей обусловлена их системой жизненных ценностей, отношением к здоровью и физической культуре. Прямые призывы к школьникам вести здоровый образ жизни, как правило, безрезультатны. Только образ учителя, его личный пример могут оказаться действенными. Формирование ценностных ориентаций должно происходить в обстановке доверительных отношений между учителем и учеником, в атмосфере партнерства и сотрудничества.

Алла Маркова