Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №5/2007

Образ жизни

Украсим школу цветами

Люди разводят декоративные растения почти так же давно,
как и пищевые. Комнатные растения помогают создать
в квартире, школе, классе уголок живой природы

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Доставка Цветов", который предлагает заказать цветы и подарки с доставкой по Москве и Московской области. Хотите оказать внимание и поднять настроение своим любимым, родным и близким людям, своим друзьям или хорошим знакомым? Хотите выразить им свою любовь, благодарность или просто удивить их неожиданным, и потому вдвойне приятным, подарком? Тогда заходите на сайт http://www.dostavka-tsvetov.com/, выбирайте самый красивый букет, самую милую мягкую игрушку или коробку самых вкусных конфет и заказывайте их доставку по нужному адресу. Вы не знаете какие цветы предпочитает Ваш адресат, или Вам просто не нравятся уже готовые букеты? Тогда закажите свой, уникальный, указав лишь необходимые цветы и их количество, а о дизайне композиции позаботятся талантливые флористы, работающие в "Доставке Цветов". Дарите радость своим любимым! Благодарим интернет-магазин http://www.dostavka-tsvetov.com/ за помощь в подготовке статьи.

Фитомодули

Особенно хорошо, если растения не только радуют глаз, но и выполняют на первый взгляд невидимую лекарственную функцию. Многие растения способны очищать воздух от вредных микроорганизмов, стафилококков, плесневых грибов. Фитонциды герани, например, успокаивают нервы, улучшают сон, облегчают состояние людей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, печени, желчного пузыря. Фитонциды лавра положительно влияют на больных стенокардией, другими болезнями сердечно-сосудистой системы.
Специалисты ВИЛАРа провели опыты и создали аэротерапевтические фитомодули. В фитомодуль входят только полезные, лекарственные растения, очищающие воздух или насыщающие его фитонцидами.
За последнее десятилетие отклонения в состоянии здоровья детей становятся все более распространенными и более выраженными. Среди них особо выделяется группа так называемых «школьных болезней», которые формируются под влиянием школьных факторов риска.
Лекарственные комнатные растения помогают нейтрализовать или хотя бы сгладить эти факторы.
Аэротерапевтический фитомодуль выполняет несколько функций:
– очистки воздуха от вредоносных бактерий;
– насыщения воздуха фитонцидами (профилактика простудных заболеваний и заболеваний дыхательных путей);
– создания эстетически комфортной среды.
Цели работы:
1) определить, насколько выбранные растения подходят для данных условий кабинета;
2) доказать влияние аэротерапевтического фитомодуля на здоровье учащихся;
3) выявить влияние аэротерапевтического фитомодуля на эмоциональное состояние учащихся;
4) определить значение аэротерапевтического фитомодуля в эстетическом воспитании детей.

Подбор растений

Интерьерные растения в детских учреждениях предназначены не только для создания декоративно-эстетического эффекта, но и для развития у детей навыков ухода и наблюдения за ними.
В школах растения размещают в вестибюле, классах, кабинетах, столовой, коридорах. Активно используют вертикальное озеленение, стационарные цветочницы, аквариумные сады и флорариумы. При подборе видов растений руководствуются не только их способностью очищать воздух, насыщать его фитонцидами, но и привлекательностью и неприхотливостью, географическим и экологическим разнообразием. В школе растения могут стать и объектом изучения.
Для создания аэротерапевтического фитомодуля ВИЛАРом была рекомендована и впоследствии завезена в школу группа растений.

Список видов

1. Аглаонема переменчивая – Aglaonema commutatum Schott.
2. Алоэ древовидное – Aloe arborescens Mill.
3. Базилик длинноцветковый – Ocimum longiflorum L.
4. Бегония белотечная – Begonia albopicta Bull.
5. Бегония светящаяся – Вegonia lucerna hibrida.
6. Бегония Фиста – Вegonia fearstii hort.
7. Бегония красноватая – Вegonia. rubella Hamit.
8. Герань душистая – Pelargonium graveolens hort.
9. Драцена душистая – Dracaena fragrans Ker-Gawl.
10. Каланхоэ перистое – Kalanchoe pinnata Pers.
11. Кофейное дерево аравийское, кофе – Coffea arabica L.
12. Лавр благородный – Laurus nobilis L.
13. Мелисса лекарственная – Melissa officinalis.
14. Монстера восхитительная лаковая – Monstera deliciosa Liebm.
15. Мята перечная – Mentha piperita L.
16. Нефролепис возвышенный – Nephrolepis exaltata (L.) Schott.
17. Офиопогон японский – Ophiopogon japonicum Кег-Gawl.
18. Пеларгония зональная – Pelargonium zonale (L.) Ait.
19. Пеперомия клузиелистная – Peperomia clusiaefolia (Jacq.) Hook.
20. Пиллея Кадье – Pilea cadieri Gagnep et Guill.
21. Плющ обыкновенный – Hedera helix L.
22. Ректантера душистая – Rectanthera fragrans (Lindl.).
23. Спатифиллум Уоллиса – Spathiphyllum wallisii Regel.
24. Толстянка портулаковая – Crassula portulaceae Lam.
25. Традесканция белоцветковая – Tradescantia albiflora Kunth.
26. Фикус бенджамина – Ficus benjaminaL.
27. Фикус укореняющийся – Ficus radicans Desf.
28. Фикус эластина – Ficus elastica L.
29. Филодендрон лазящий – Philodendron scandens Schott.
30. Хлорофитум хохлатый – Chlorophytum commosum (Thunb.) Baker.
31. Циперус очереднолистный – Cyperus altemifolus L.
32. Циссус ромбический – Cissus rhombifolia Vahl.
33. Циссус антарктический – Сissus antarctica Vent.
34. Шеффлера восьмилисточковая – Schefflera octophylla Harms.
35. Эпипремнум золотистый, или сциндапсус (лотос) золотистый –
Epipremnum aureum (Scindapsus aureus). Э. перистый – E. pinnatum (L.) Engl.
36. Эхмея небесно-голубая – Aechmea coelestis Morr.

Влияние фитомодуля на здоровье

Для проведения опыта было выбрано два класса начальной школы: опытный класс, в кабинете которого был размещен фитомодуль, и контрольный класс, в кабинете которого находилось несколько комнатных растений.
Каждый месяц учебного года (с сентября по май) подсчитывалось количество болеющих учащихся и сумма пропущенных учебных дней. Наблюдения в течение трех лет позволили сделать вывод, что в опытном классе в среднем ученик, болея, пропускал 6 дней, а в контрольном – 7 дней.

График № 1. Количество болеющих учащихся


График № 2. Сумма пропущенных учебных дней

Влияние фитомодуля на эмоциональное состояние

Каждый месяц школьный психолог опрашивает учащихся, чтобы определить их эмоциональное состояние. Такой опрос лучше проводить в начале 3-го урока, когда дети уже адаптировались к учебному процессу, но еще  не устали.

Опросник САН

Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки Самочувствия, Активности и Настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
Испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3, 2, 1, 0, 1, 2, 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. Достоинством методики является ее повторимость, то есть допустимо неоднократное использование теста с одним и тем же испытуемым.
При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла – и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который, соответственно, принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются).
Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. По этим «приведенным» баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из учащихся начальной школы Москвы равны: самочувствие – 5,4; активность – 5,0; настроение – 5,1. Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Код опросника

Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Вопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Вопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Данные эмоционального состояния всех учеников в классе были обобщены по месяцам.
Исследование показало, что в опытном классе самочувствие, активность и настроение у учащихся улучшились по сравнению с контрольным классом. Чтобы вычислить % улучшения, составляем пропорции:

График № 3. Изменение эмоционального состояния учащихся

 

Забота о зеленом питомце

У детей младшего школьного возраста легко можно сформировать готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Дети очень эмоциональны, они могут воспринимать природу с чувством удивления, восторженности. Поддержите у ребенка эту готовность удивляться и восхищаться, желание участвовать в альтруистической деятельности, развейте зачатки таких внутренних мотивов поведения, как бескорыстие, сопереживание, сочувствие.
Дайте ребенку простое задание – полить цветы. Можно пойти и дальше – дать ребенку обыкновенную слегка проросшую луковицу. Пусть он подготовит сосуд с водой, где будет жить его растение. Пусть ребенок сам выберет место, где оно будет расти. Ненавязчиво напоминайте ребенку о том, что необходимо периодически менять воду. И вы увидите, какие эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с этим маленьким объектом природы, будут разбужены. Сколько радости принесет забота о зеленом питомце. Вы воспитаете у ребенка трудолюбие, бережное отношение, предприимчивость и хозяйственность. Очень важны умения и навыки охранительной и защитительной деятельности. У детей дошкольного и младшего школьного возраста они реализуются на бессознательной основе. Дети, как правило, не отделяют себя от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы. Между детьми и растениями устанавливается интуитивное взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт для восприятия красоты, он может осознать разнообразие связей между человеком и природой. Расскажите ребенку о других растениях, которые живут в вашем классе, доме. Пусть он помогает ухаживать за ними, поливать, опрыскивать.

Анна Алексеева ;
Владимир Дахин