Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2007

Образ жизни

Живительная энергия цвета

Человек давно заметил особое действие цвета на свое состояние. Цвет обладает живительной и целительной силой, но может вызывать и некоторый дисбаланс в нашем организме.
Несколько лет назад французские психологи задались вопросом: в какие цвета окрашивать школьные помещения, то есть каким образом действует цвет в школе на детскую психику? Ученые из Франции тревожились не зря, когда подняли эту проблему. Сегодня редко встретишь мрачные тона в интерьере школы. Но и светлые не всегда и не везде уместны.
В ближайшее десятилетие наши дети будут определять уровень благосостояния страны, ее экономический, научный потенциал, поэтому охрана здоровья школьников является одной из актуальных проблем, а эмоциональное состояние детей, желание идти в школу с хорошим настроением и возвращаться домой с таким же – залог эмоциональной стабильности.
Мы попытались создать проект такого школьного дизайна, найти такие цветовые сочетания, которые вызывали бы позитивный эмоциональный настрой у учащихся. Об этом наше исследование

Влияние цвета на организм человека

Современное общество отличается повышенным уровнем визуального восприятия: зрительные образы становятся ведущей частью привычного бытия, способом познания мира. Подрастающее поколение можно назвать поколением «бегущей картинки», причем на экране телевизора или компьютера эта картинка ярко раскрашена.
Человек живет в окружающем мире не замкнуто. Не только сам человек, но и каждая его клеточка постоянно связана с окружающей средой. Наши органы чувств не только анализируют окружающую среду, но и являются приемниками информации, которая, как правило, оказывает влияние на наш организм. Цвет способен придать бодрость, увеличить жизненные силы. Он устраняет нарушения баланса в работе органов, удлиняет жизнь.
Мало кто сомневается, что каждый цвет несет в себе некую информацию, а человеческий организм реагирует на цвет. Так, например:
.красный – увеличивает мускульное напряжение, учащает ритм дыхания, способствует повышению кровяного давления;
.оранжевый – вызывает легкое возбуждение, ускоряет кровообращение, способствует пищеварению;
.желтый – стимулирует умственную деятельность;
.зеленый – умиротворяет, успокаивает;
.голубой – снижает кровяное давление, успокаивает;
.синий – располагает к серьезности, стро­гости в поведении;
.фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма простудным заболеваниям.
Наиболее благоприятные для человеческого глаза цвета – зеленый, желтый, голубой, желто-зеленый и зелено-голубой. Они дают отдых глазам, действуют успокаивающе, так как это цвета растений, солнца, неба и воды. Воздействие на психику может существенно меняться в зависимости от сочетания цветов, что с успехом используется в живописи. К примеру, красный мазок на синем фоне выражает тревогу, заметный черный штрих на белом подчеркивает траур, скорбь. И наоборот: белая фигура на темном фоне способна пробудить надежду, желание радости. Часто люди, подчиняясь неосознанным устремлениям, интуитивно подбирают для себя наиболее комфортную цветовую гамму в костюме, домашнем интерьере, в аксессуарах, невольно выражая свойства своей натуры.
Окраска помещения также действует на восприятие: помещение с темными потолками кажется ниже; длинная комната или коридор – короче при ярко окрашенной дальней стене; белые полосы на полу указывают путь движения и зрительно удлиняют помещение. Цвет влияет на восприятие расстояния, объема, массы, освещенности, температуры, движения – а значит, на психическое состояние: красный, оранжевый, желтый человеческий глаз воспринимает как теплые тона; синий и фиолетовый – как холодные; у зеленого цвета есть холодные и теплые оттенки.
Вернемся в прошлое, на несколько десятилетий назад, и вспомним, в какие цвета окрашивались школьные помещения. В ходу были в основном коричневые и серые оттенки – они казались наиболее практичными: на серых и коричневых стенах не так заметны надписи, рисунки и следы от не особенно чистых ладоней.
Что же несут эти цвета в эмоциональном и психологическом плане? Коричневый указывает на ощущение физического дискомфорта, серый – на желание оставаться свободным от каких-либо обязательств, желание укрыться от внешних влияний и стимулов. Серый цвет – это пограничный район между противоборствующими сторонами, «ничья» земля, по каждую сторону которой есть свои методы, подходы, взгляды, свой мир.
Цветопсихологические исследования среди детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста.
В раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный цвет, причем девочки – главным образом розовый.
В возрасте 9–11 лет интерес к красному цвету постепенно заменяется тяготением вначале к оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому и к зеленому.
После 12 лет любимый цвет – синий.
В своей книге «Человек – цвет – пространство. Прикладная цветопсихология» Г.Фрилинг и К.Ауэр предлагают следующие цвета для дизайна классных кабинетов.
Желтый цвет, светлый, как солнечный день, вызывает веселое, радостное настроение.
Фиолетовый и синий – цвета неуверенности, сумрачности.
Голубой мы воспринимаем как легкий, небесный цвет. Стены, окрашенные в темно-синий цвет, вызывают у нас грустное настроение.
Светлая зелень кажется легкой, воздушной, а болотно-зеленый цвет, наоборот, мягким и тяжелым. Зеленый цвет травы успокаивает, клонит ко сну, вызывает желание помечтать.
Коричневый воспринимается более жестким, землистым по сравнению с чистым оранжевым.
Активные цвета – желтый и красный – всегда имеют перевес над пассивными – синим и зеленым, поэтому они желательны в небольших дозах. Желтый и красный запечатлеваются в памяти гораздо глубже. Часто возбужденный ребенок, после того как ему показывают в окружающей среде предмет красного цвета, успокаивается. Когда мы привносим красный цвет в оформление классов для младших школьников, будь то красная панель или красная стена, то можем быть уверены, что этот цвет будет действовать на детей успо­каивающе. Необходимо по возможности избегать окрашенной в черный цвет классной доски, лучше предпочесть темно-зеленый или темно-синий цвет. Не следует на стене, где висит классная доска, создавать резкий цветовой контраст, чтобы не утомлять зрение учащихся.
В соответствии с таблицей можно рекомендовать следующее.
Передняя стена во многих случаях может быть окрашена в цвет более интенсивный по сравнению с задней и боковыми стенами. Для первок­лассников лучше использовать интенсивные чистые красные тона. Красный цвет в комнате для второклассников можно постепенно заменять оранжево-красным или оранжевым, для 10- и 11-летних детей – желто-зеленым, затем зеленым.
Оригинальный дизайн школы с учетом психологических особенностей предлагает Н.Герасименко.
Для стен в классах и библиотеке больше всего подходят оттенки желтого (бежевый, кремовый, светло-охристый). Эти тона дисциплинируют, но главное преимущество желтого цвета – он активизирует умственную деятельность и способствует концентрации внимания.
Мебель в классе не должна контрастировать со стенами, чтобы не отвлекать от смыслового центра помещения – доски: именно на нее в течение долгого школьного дня устремлены взгляды детей. Выяснилось, что на черной доске, как ни парадоксально, плохо различимы надписи белым мелом. Коричневая доска усыпляет. Выиграла конкурс темно-зеленая доска: на ее фоне лучше всего прочитываются надписи, сделанные желтыми и оранжевыми мелками. Стенды, классный уголок, где помещается всякого рода информация, классные газеты – от цвета этих деталей в интерьере тоже кое-что зависит. Существует определенный порядок легкости прочтения текста на цветном фоне. Легче всего читается черное на желтом (но это очень неспокойное сочетание: его нужно использовать осторожно). Хорошо смотрится зеленый (или синий) текст на белом и т.д.
Спортзал выглядит замечательно, если окрасить его в светлые оттенки оранжевого: это самый тонизирующий, самый веселый цвет. Он стимулирует активность – ребят легче расшевелить в оранжевом, чем, допустим, в голубом зале. Кроме того, этот цвет согревает, что нелишне для облаченных в футболки голоногих ребятишек.
Лестничные проемы должны быть зелеными. Зеленый стабилизирует дыхание и сердцебиение. На переменах, когда дети носятся по лестницам вверх-вниз, зеленый цвет будет поддерживать в равновесии их дыхательную систему.
Коридоры и вестибюли лучше красить в холодные тона: голубой, бирюзовый, жемчужно-серый. Эти оттенки способствуют релаксации и дают отдых глазам.

Таблица

Цвет и возраст

Возраст

Предпочитаемые цвета

Цвет, вызывающий
отрицательное восприятие

Преобладающее
психологическое состояние

4–10

Красный, пурпурный,
розовый, бирюзовый

Черный, темно-коричневый, серый

Пребывание в мире сказок

11–12

Зеленый, желтый, красный

Оливковый, пастельно-зеленый, лиловый

Преобладание чувственного восприятия мира

13–16

Ультрамарин, оранжевый, зеленый

Фиолетовый, лиловый

Рациональный подход к восприятию мира, развитие самосознания

17–19

Красно-оранжевый

Пурпурный, розовый

Инстинктивно целенаправленное восприятие мира

В основе колорита школьной столовой предпочтительны светло-желтые и бежевые оттенки: теплые тона улучшают аппетит, стимулируют работу желудка. Красивы и уместны на фоне желтого декоративные панно или витражи в красно-оранжевой гамме.
Для актового зала приемлемы самые разные решения, но специалисты по цвету думают, что удачнее всего сочетание/чередование светло-зеленых и золотисто-желтых плоскостей.

***

На основе собственного опыта и изучения литературы по проблеме мы можем сделать следующие выводы:
— цвет влияет на организм человека, разные цвета по-разному воздействуют на наше эмоциональное состояние. Есть цвета активные, возбуждающие эмоциональное состояние или успокаивающие, есть цвета, отвергаемые нами;
— принятие или отвержение цвета часто зависит от возраста ребенка;
— недостаток какого-либо комфортного для себя цвета мы пытаемся компенсировать в одежде, с
приемом пищи;
— наиболее приемлемые тона для дизайна школы – желтый, оранжевый, зеленый, голубой.

Как проводилось исследование

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 3 г. Киренска.
В исследовании приняли участие учащиеся 5–10-х классов в количестве 279 человек. Работа проходила в два этапа:
1-й этап – диагностический.
Цель: выяснить, каким цветам школьники отдают наибольшее предпочтение. Определить их эмоциональное cостояние на данный момент.
2-й этап – аналитический.
Цель: проанализировать полученный результат, сформировать рекомендации.
На первом этапе основными методами стали диагностика и анкетирование. Мы использовали методики «Эмоциональные сферы» Ю.Башкировой, «Цветовой тест» Люшера, а также метод прямого наблюдения. Анкетирование проводилось по разработанной нами анкете «Эмоциональная стабильность». Каждому школьнику предлагалось письменно ответить на вопросы анкеты. Использовался набор семи основных цветов по Люшеру. Был изготовлен экран из цветной бумаги, который наглядно помогал учащимся с выбором цвета.

Анкета

Прочитав вопрос, ответь на него письменно.
1. Какие кабинеты в школе ты считаешь уютными?
2. В каком кабинете ты себя чувствуешь спокойно?
3. В какой цвет ты покрасил(а) бы стены в своем классе?
4. В какой цвет ты бы покрасил(а) парты?
5. Какого цвета должна быть классная доска?
6. В какой цвет, по-твоему, должны быть окрашены коридоры?
7. Как, по-твоему, должен выглядеть спортивный зал?
8. Нужны ли в кабинетах цветы?
9. Нравится ли тебе, что в кабинетах стены оклеиваются обоями?
10. Как ты относишься к таблицам, висящим на стенах?

***

Проанализировав данные анкеты, мы сделали следующие выводы:
– дети интуитивно выбирают цвета, отражающие их эмоциональную потребность (ответы на вопросы анкеты 1; 2; 3; 6);
– некоторые ответы совпадают с установками государственных стандартов;
– предпочитаемые школьниками цвета – зеленый, желтый, розовый;         
– планируя дизайн школы и оформляя кабинеты, администрация и учителя должны учитывать влияние цвета на эмоциональное состояние школьников.
Данные исследования, полученные в результате выполнения работы, подтверждают гипотезу: цветовой дизайн помещений может оказывать влияние на эмоциональное состояние школьников.

Список литературы

1. Н.В. Герасименко. Разноцветный класс //Домашний доктор, 1998, № 4.
2. Ю.Башкирова. Эмоциональные сферы //Школьный психолог, 2004, № 24.
3. А.Т.  Зверев, Е.Г.  Зверева. Экология. 7–9-е кл. – М.: Дом педагогики, 2002.
4. Г.Фрилинг, К.Ауэр. Человек – цвет – пространство. Прикладная цветопсихология. – М.: Стройиздат, 1973.

Ю. Воронина ;
Л.Л. Жижелева ;
С.Л. Зырянова ;
Ю. Ляпунова ;
И. Спиридонова