Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2007

Из первых рук

Где тонко, там и рвется

Стресс вызывает сбой в работе всего организма человека, приводит к психосоматическим заболеваниям.
Как помочь детям избежать стрессов в школе, рассказывает гость нашей редакции – кандидат психологических наук, автор книги «Игротерапия общения» и коррекционных сказок для детей «Лесная школа» Марина Александровна ПАНФИЛОВА

Марина Александровна, давайте сначала уточним: что такое психосоматика?
Термин «психосоматика» (лат. рsyche – душа, soma – тело) используется для обозначения физических болезней, вызванных психическими причинами (конфликтами, хронической неудовлетворенностью, душевными переживаниями…). Среди таких заболеваний – бронхиальная астма, гипер- и гипотония, язва двенадцатиперстной кишки, колит, гастрит, нейродермит…
Дети более эмоциональны, а значит, более уязвимы, у них быстрее возникают психосоматические заболевания. Даже элементарное ОРЗ – показатель эмоционального напряжения. С помощью болезни дети показывают, что им плохо. А разобраться, где именно плохо, – задача родителей и психологов.

ОРЗ – тоже психосоматическое заболевание?
Психосоматическим может быть любое заболевание. Помимо вышеперечисленных, у детей это часто энурез, энкопрез (недержание кала), логоневроз (заикание), тики. Если ребенок находится в напряжении, если он не может проявить себя как личность, создается психотравмирующая ситуация. Где тонко, там и рвется. В первую очередь страдает наиболее перегруженная, поврежденная или слабая система организма – возникает функциональное заболевание. Врачи чаще всего обращают внимание на внешние проявления болезни, а не на причину. Лечат одно заболевание – появляется второе, а потом – как снежный ком...

Какие ситуации могут спровоцировать у школьника психосоматическую реакцию?
Приведу один пример. Мама семилетней девочки приобрела путевки в Турцию – им очень хотелось отдохнуть на море. Но дочка панически боялась лететь самолетом. Ночью накануне вылета у ребенка внезапно поднимается температура. Врач «скорой помощи» не может поставить диагноз: больше никаких симптомов заболевания нет. Высокая температура держалась ровно до 9 часов утра, времени вылета самолета, и затем сразу же упала до 36,6. Психосоматика иррациональна. Это реакция организма не на уровне сознания, а на уровне эмоций. Это внутренний конфликт между осознанным и неосознанным.
В школе находится много поводов для переживаний: конфликты с учителем, ровесниками, боязнь плохой отметки, страх перед контрольной… Говорить ребенку: «Ты не хочешь в школу, поэтому и без конца болеешь» – бесполезно. Может быть, он и хочет учиться, но испытывает в школе дискомфорт, и в его организме срабатывает защитная реакция. Ребенок просто ощущает, что в его жизни происходит что-то негативное, а осознать, что именно, и тем более сформулировать, не может.
Известный российский нейрофизиолог академик Н.П. Бехтерева исследовала, что происходит в организме человека, когда он ощущает страх. Испытуемого усаживали на стул и неожиданно стреляли над его ухом из пистолета. В это время подключенные приборы зарегистрировали: изменение кровяного давления; изменение сердечного ритма – сердце сначала замирает, а потом появляется быстрый и неравномерный ритм (аритмия, тахикардия); работа желудочно-кишечной системы останавливается, а потом резко включается – происходит так называемая «медвежья болезнь»; то же происходит и с мочеполовой системой. В момент испуга замирает дыхание. Ребенок как бы прячется от мира: «Вы меня не видите и не слышите». Даже объем бицепсов рук уменьшается! Это, хоть и незначительное, изменение показывает, что мышечная система тоже реагирует на стресс. Организм «запоминает» реакцию и при малейшем испуге опять входит в такое же состояние. Представляете, как чувствует себя ребенок, если он постоянно чего-то боится?

Есть ли связь между конкретной конфликтной ситуацией и тем, какое именно заболевание потом возникает?
Стрессовая ситуация влияет на весь организм в целом и пробивает защиту в наиболее уязвимой точке. Правда, есть предположение, что при агрессии поражается желудочно-кишечный тракт, обиды вызывают бронхиальные заболевания, а энурез – показатель сложных взаимоотношений матери и сына.

Что вреднее для организма – разовый стресс или какое-то затаенное психологическое неудобство?
Для детского организма вреднее длительное негативное воздействие. С кратковременным справиться легче.
Любой ребенок испытывает стресс, когда приходит в школу. Но один адаптируется быстро, а другому требуются время и помощь. Статистика показывает, что пик психосоматических заболеваний приходится на возраст до 10 лет, а к 16 годам наблюдается спад. Старшие дети уже умеют приспосабливаться.

Как помочь детям избежать стрессовых ситуаций в школе?
Первоклассник должен заранее знать, что такое школа, с какими трудностями он может там столкнуться и как с ними справляться. Хорошо, если подготовка к учебе начинается за год и именно в той школе, куда ребенок поступит. Чтобы он увидел, какого цвета стены и как стоят парты в классе, так сказать, обжил пространство. Чтобы понял, что такое урок, перемена и какую роль в его жизни будет играть учитель.
Надо проиграть ситуацию до того, как она произошла, и попробовать найти сразу несколько вариантов правильного поведения. Есть такое средство – сказкотерапия. Сказки, которые решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, очень востребованы педагогами и психологами. Каждая сказка, а это определенная ситуация на заданную тему (адаптация к школе, отношение к вещам, к урокам, к здо­ровью, школьные конфликты), учит ребенка правильно реагировать.
У детей активно работает образная система, им надо представить «картинку» того, что будет. Посмотреть некий «фильм», чтобы в следующий раз в подобной истории почувствовать себя уверенно и комфортно. «Картинки», которые они себе создают сами, зачастую не совпадают с реальностью. И чем эмоциональнее ребенок, тем больше у него несовпадений.

То есть ребенок является сценаристом и режиссером своих «фильмов», а психолог должен ему помочь?
Да, ребенку по неопытности трудно создать правильный сценарий. Он просто не представляет, как именно можно реагировать в какой-то ситуации. Если человек не знает, чего можно ожидать, то даже при наличии любопытства ему будет не по себе. Эмоциональное ощущение тревоги – а вдруг произойдет что-то плохое? – может дать психосоматическую реакцию.
Сказкотерапия – это когнитивное средство. А есть еще поведенческие техники. Мы учим первоклассников расслабляться, отдыхать под музыку. Сначала мышечное расслабление, затем – психологическое.
Как я уже говорила, при психосоматике часто нарушается дыхание. Поэтому очень важно научиться правильно дышать. Мы учим детей дышать животом, а потом восстанавливаем у них полноценное дыхание.
Завершает занятие сеанс общей релаксации. Ребенок представляет себе безопасное, комфортное место, где ему хорошо, и погружается в это состояние.

Такие занятия нужно проводить со всеми ребятами или только с теми, кто уже проявил какие-то психосоматические реакции?
Это зависит от количества психологов в школе, от возможности каждого специалиста. Лучше работать со всем классом: для одних ребят это коррекция, для других – профилактика.
Мы используем определенные игровые приемы в качестве тренажеров. Учим детей придумывать поведенческие способы реакции на стресс. Как тренируют, например, пожарные команды, прежде чем выехать на пожар.

А как можно научить реагировать на крик учителя?
Можно неожиданно крикнуть в тишине. Это одномоментная ситуация, и к ней можно адаптироваться. А если учитель кричит постоянно – значит, его нервная система устала, и психолог должен помочь ему снять раздражение. Ведь от его состояния перед уроком многое зависит.

То есть учителя надо специально готовить к уроку?
Агрессивность педагога – это его реакция на стресс. Учителя ведь тоже люди. Наша система школьного обучения отличается от западной. Наши учителя стремятся не просто дать знания, а чтобы дети захотели взять эти знания, а потом еще и спасибо сказали. «Я готовилась, я хочу провести интересный урок, а дети не слушают или слушают не так, как нужно», – отсюда и возникает стресс. Учитель всегда в напряжении, поэтому этой профессии присущи неврозы. Мы учим преподавателей расслабляться до урока, после урока, оказывать самому себе помощь в со­стоянии аффекта. Есть специальные дыхательные упражнения, незаметные постороннему глазу, есть способы точечного воздействия.
Если учитель находится в комфортном состоянии, то и детям хорошо. Ребенок может максимально усвоить знания, только когда он спокоен и уверен в себе.

Что можно сделать в школе для профилактики психосоматических заболеваний?
Создать особую доверительную атмосферу как для учителей, так и для детей. Учиться должно быть удобно. Нужно предусмотреть все: цвет стен, освещение (полумрак на уроке непозволителен, нервная система испытывает перегрузку), стиль общения. Важна каждая мелочь, даже то, во что одета учительница и какими духами она душится. Нужно создать комфортную материальную и психологическую среду, и это дело всего педагогического коллектива, включая психолога.

Нина Семина