Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2007

Из первых рук

Педагогика обновления. Опыт Белгородской области

Опыт Белгородской области

Гуманистическое обновление российской системы образования невозможно без решения проблемы обеспечения здоровья подрастающего поколения. Очевидно, что массовая школа должна сыграть ключевую роль в этом вопросе. Многие педагогические коллективы Белгородской области осознают объективно возложенную на них обществом социальную миссию, разрабатывая и реализуя комплексные программы «Здоровье», проводя воспитательные мероприятия по приобщению учащихся к ЗОЖ, внедряя элементы здоровьесберегающих технологий обучения.
Однако школьная образовательная система лишь в определенной мере адаптируется к учащемуся и окружающей среде, к социальному заказу на воспитание здорового человека, – неизменными остаются содержательные, ценностно ориентированные и методологические аспекты деятельности педагогов. Поэтому необходимо обновление всех компонентов школьной педагогической системы, обеспечивающих здоровье учащихся.
В Белгородской области идеи педагогики здоровья наиболее убедительно реализуются в следующих образовательных учреждениях: в алексеевской школе № 4, борисовской № 2, Дубовской, Новотаволжанской школах, являющихся региональными экспериментальными площадками по построению педагогических систем школ здо­ровья, а также в алексеевской школе № 7 и в губкинской школе № 7.
Основная цель эксперимента заключается в разработке технологических этапов, управленческих механизмов, уровней, условий построения здоровьеориентированной педагогической системы, критериев и процедур ее оценки, алгоритма деятельности руководителей, учителей, специалистов школьных служб, способов взаимодействия между ними. Подчеркнем, что создание системы, включающей компоненты управления здоровьетворческой деятельностью, ориентированного на здоровье образовательного процесса, организации комфортной предметно- пространственной среды, позволяет избежать эклектики, хаоса и перекосов в инновационной работе.

В ходе опытно-экспериментальной работы реализуются следующие идеи и направления здоровьеориентированной деятельности:
– замена существующей системы управления здоровьесберегающим образовательным процессом на четырехуровневую: общественный, адми­нистративный, профессионально-педагогический и ученический уровни, создание школьного совета здоровья, введение должности заместителя директора школы по вопросам здоровья; обновление функциональных обязанностей представителей школьной администрации, учителей-предметников, классных руководителей и специалистов школьных служб в соответствии с принципом здоровьецентризма; организация методических объединений учителей здоровья; создание единой медико-психолого-социально- педагогической службы здоровья; организация творческих объединений учителей и специалистов школьных служб, ученического самоуправления здоровьесберегающей направленности;
– управление образовательным процессом осуществляется в соответствии с мотивационным, рефлексивным подходами, которые позволяют здоровьеориентированной педагогической системе развиваться на основе своих возможностей, ресурсов окружающей среды и обеспечивать условия для самоопределения и самоорганизации здоровой личности учащегося и учителя;
– выработка технологии организации здоровьесберегающего образовательного процесса в школе и на уроке;
– внедрение в учебный процесс отдельных блоков программы обучения школьников культуре здоровья, отработка методики проведения уроков здоровья;
– экспериментальное обоснование механизма реализации междисциплинарной программы «Здоровье» в воспитательном процессе школы;
– создание здоровьесберегающей предметно-пространственной школьной среды, включающей гигиенически обоснованный дизайн, световой, цветовой и воздушно-тепловой климат, мебель и оборудование, а также здоровое питание учащихся;
– отработка методики оценки эффективно­сти опытно-экспериментальной работы по созданию педагогической системы школы, содействующей здоровью учащихся.
Поскольку одним из главных условий успешной реализации идей и принципов педагогики здоровья является подготовка педагогов и руководителей к здоровьетворящей профессионально- педагогической деятельности, на базе вышеназванных школ и Белгородского государственного университета прошли десятки семинаров, конференций, совещаний и консультаций по таким темам, как планирование работы и комплексно-целевая программа в школе здоровья; медико-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса; теоретические основы педагогической системы школы здоровья; здоровьесберегающий образовательный процесс на уроке и его анализ; формирование культуры здоровья школьников на уроке; управленческие механизмы развития педагогической системы школы здоровья; проектирование здоровьеориентированного образовательного процесса; создание образовательной среды; воспитательная система; мониторинг опытно-экспериментальной работы; взаимодействие школы здоровья и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности, качества образования региона и др.
В соответствии с планом в каждой школе стали действовать творческие группы учителей, работающих по проблемам педагогики здоровья. Так, учителя исследуют вопросы формирования художественно-эстетической культуры как условия воспитания здорового человека; учета индивидуальных особенностей учащихся как условия организации здоровьесберегающего образовательного процесса на уроке; использования на уроках иностранного языка здоровьесберегающих средств и приемов обучения; формирования культуры здоровья учащихся через содержание уроков естественно-математического цикла; учета соматотипа учащихся на уроках физической культуры; формирования нравственного здоровья учащихся на уроках гуманитарного цикла и др. Примечательно, что больше учителей стали использовать на уроках метод динамических поз, КСО, психогимнастику, принципы и приемы психотерапии педагогической деятельности, физкультпаузы, дыхательную гимнастику и др.
В каждой экспериментальной школе имеются свои, оригинальные находки решения многоаспектной и сложной проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся. Например, коллектив алексеевской школы № 4 создает предметно-урочную систему обучения с целью оптимально приспособить учебный курс, темп и методы преподавания к индивидуальным особенностям учащихся. Для этого учащиеся одного класса по конкретному предмету делятся на несколько категорий, каждой из которой соответствует программа, обеспечивающая определенный уровень знаний и способов действий – от ученического до творческого, а также различная степень самостоятельности. Обучение школьников по различным категориям осуществляется одновременно, поэтому в образовательном процессе задействованы сразу несколько учителей-предметников. Опираясь на положения когнитивной концепции этой системы обучения, учителя стремятся развить скрытые способности учащихся, обеспечивая мобильность различных уровней обучения, и облегчают переход учащихся на более высокий уровень.
В 2006 году в школах здоровья области возникло массовое волонтерское движение учащихся за здоровый образ жизни. Новотаволжанская школа стала победительницей регионального конкурса школьных волонтерских проектов «Школа за здоровый образ жизни», в финал которого вы­шли 27 образовательных учреждений.
Каждая школа располагает солидной материально-технической базой для решения физкультурно-оздоровительных задач. Например, в Дубовской школе Белгородского района Белгород­ской области имеются 2 пришкольные спортплощадки, 2 оборудованных медицинских кабинета, кабинет массажа, 2 спортивных зала, гимнастический зал, теннисный зал, борцовский зал, зал для занятий спецмедгруппы, бассейн, тир, зимний сад при теплице и др. Все это позволяет создать разветвленную сеть кружков и секций 32 направлений: теннисного, ракетно-модельного, радиотехнического, шахматного, художественной гимнастики, хорового пения, художественного слова, восточных единоборств, классической борьбы, оздоровительного плавания, туристиче­ского, духового оркестра, хореографии и других.
В образовательном процессе школ здоровья применяется комплекс нетрадиционных научно обоснованных способов укрепления здоровья учащихся: кинезиологическая гимнастика, дыхательная гимнастика, хатха-йога, оздоровительное плавание, разновидности аэробики, корригирующей гимнастики, ритмики и т.д.
Психологи, медики и социальные работники координируют свою деятельность с учителями и родителями по направлениям профилактики и коррекции болезней, диагностики и просвещения учащихся в вопросах здоровья. Специалистами школьных служб разработаны программы психологической коррекции, обучения стрессоустойчивости, противодействия манипуляциям, профилактики зависимости от психоактивных веществ и др. Занятия проводятся в форме тренингов, психокоррекционных бесед, упражнений.
Полученные экспериментальные материалы (разработки уроков здоровья, воспитательных мероприятий по ЗОЖ, опыт сохранения и формирования здоровья учащихся на уроке, оздоровительные и диагностические методики и т.д.) используются при проведении обучающих семинаров для руководителей и педагогов школ тех районов, где расположены экспериментальные площадки. По сути, школы здоровья стали учебно-методическими центрами для педагогов района и мощным стимулирующим фактором для других образовательных учреждений.
Как показал анализ, количественное накопление оздоровительных элементов в «старой» педагогической системе привело к появлению новых качественных явлений: созданию основы структуры управления оздоровительной работой в школах, привлечению к здоровьеориентированной деятельности творчески работающих учителей, родителей, организации творческих объединений по вопросам педагогики здоровья, включению вопросов программы «Здоровье» в содержание уроков.
Проведенный промежуточный анализ хода и результатов ОЭР в школах за 2004–2006 годы позволяет констатировать, что вследствие комплексной оздоровительной, профилактической деятельности во всех школах произошло снижение (по отдельным показателям стабилизация) заболеваемости учащихся, заметно прирос уровень осведомленности школьников в вопросах здоровья.
Анализ динамики развития педагогических систем по критерию «зрелость» свидетельствует о том, что в результате напряженной деятельности коллективов школ сложились благоприятные предпосылки по переводу учебных заведений на уровень становления педагогической системы школы здоровья. Динамику такому процессу придали разработанные программы развития школ, а также деятельность созданного в 2005 году регионального координационного совета руководителей школ здоровья.
В то же время в инновационной деятельности школ здоровья существует немало проблем. С трудом, например, пробивает себе дорогу новая структура учебного года, основанная на три­местрах, хотя трехлетний положительный опыт такой работы накоплен в школе № 7 г. Губкина. При возрастании плотности уроков в школе произошло снижение пропусков учащихся по болезни в 2005/06 учебном году по сравнению с 2003/04 учебным годом на 36,4%, а по сравнению с 2004/05 учебным годом – на 28%.
Однако школы здоровья ощущают нехватку финансовых средств, кадровый голод (не хватает психологов, медиков, отсутствуют ставки учителей здоровья). Ресурсное обеспечение инновационной деятельности (а сюда входит, помимо вышеперечисленного, и наличие свободного времени учителей для профессионально-педагогического здоровьетворчества) становится одним из главных условий ее эффективности.
На наш взгляд, органам управления образованием всех уровней необходимо:
– изменить критерии оценки деятельности конкретного педагога и образовательного учреждения в целом в контексте здоровьеориентированного подхода;
– осуществить комплексные меры по оздоровлению педагогов;
– внедрить механизм стимулирования здо­ровьетворящей профессионально-педагогической деятельности, включая материальное стимулирование труда педагогических коллективов и педагогов;
– укрепить кадровую и материально-техническую инфраструктуры профилактико- оздоровительной работы в образовательных учреждениях;
– наладить научно-методическое обеспечение здоровьетворящего образования: создать региональный центр педагогики здоровья, который осуществлял бы научно-аналитическую, организационную, «разработческую» и внедренческую деятельность в сфере «образование и здоровье»;
– выстроить региональную систему непрерывного обучения подрастающего поколения культуре здоровья, внедрить в образовательные учреждения разных типов в качестве обязательного для изучения учебный предмет по основам здорового образа жизни.

Владимир Ирхин,
доктор педагогических наук,
профессор БелГУ