Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2007

Из первых рук

Начало положено

В конце 2006 года в Липецке прошла VI Всероссийская научно-практическая конференция «Здоровье ребенка и пути его формирования и защиты»

Здоровье сегодняшних российских детей – серьезная проблема, поэтому ученые и практики многих регионов объединяются, чтобы найти пути еерешения. У липецких медиков и педагогов особая заинтересованность. С одной стороны, в городе сложная экологическая обстановка – здесь расположен Новолипецкий металлургический комбинат полного цикла. По данным Госсанэпиднадзора РФ, он ежегодно вы­брасывает в атмосферу свыше 100 млн т вредных веществ: оксид углерода, диоксид азота, пыль, бензол, кадмий, свинец, цинк… По некоторым показателям, в частности формальдегиду, выбросы превышают предельно допустимые нормы в 12 раз. Следствием такого неблагополучия является высокий уровень заболеваемости бронхолегочной системы (в 1,5 раза выше средних показателей по России). Больше всего страдают дети до 15 лет, – они болеют в 4 раза чаще взрослых, что связано как с физиологическими особенностями органов дыхания детей, так и с особенностями иммунитета детского организма. Причем мальчики по заболевае­­мо­сти опережают девочек.
С другой стороны – в Липецке есть сильный государственный педагогический университет. В течение ряда лет этот вуз выпускал специалистов-валеологов, валеология преподавалась и студентам всех факультетов. Сейчас и предмет, и само слово «валеология» находятся под негласным запретом. Но в школе должны быть люди, которые объяснят детям, что их здоровье зависит от их гигиенической грамотности и правильных навыков поведения, от образа жизни. И таких людей Липецкий педагогический университет готовит.
В университете работает лаборатория безопасного здоровьесберегающего образования под руководством профессора Э.Н. Вайнера. Ее сотрудники проводят ежегодные конференции, на которые приезжают ученые из разных регионов РФ, выпускают научно-методическую литературу, ведут семинары для педагогов, занимаются исследованиями.

Вот результаты (и некоторые выводы) изучения здоровьесберегающей работы в образовательных учреждениях Липецкой области. Было опрошено более 700 школьников и около 210 учителей городских и сельских школ.
94% первоклассников-горожан относятся к основной группе здоровья, в выпускном классе таких детей остается только 45%. У сельских школьников эти показатели, соответственно, 85% школьников эти показатели, соответственно, 85% и 41%. Здоровье детей за время учебы в школе значительно снижается.
Многие учителя считают себя компетентными в вопросах выполнения профессиональных обязанностей в здоровьесберегающем режиме, однако в конкретных ситуациях испытывают серьезные затруднения. Учить педагогов работать в здоровьесберегающем режиме нужно в педагогических вузах и колледжах, на курсах повышения квалификации, на соответствующих семинарах в школах.
Органы здравоохранения работают в полном отрыве от образования. Складывается впечатление, что основную задачу медики видят только в констатации ухудшения здоровья учащихся и совершенно игнорируют свое участие в решении этой проблемы. Медицинские осмотры не дают учителям необходимой информации, которая позволила бы увидеть реальную динамику изменения состояния здоровья школьников и использовать полученные данные в образовательном процессе. Более того, результаты медосмотров чаще всего не доводятся до школ, а порой даже засекречиваются. Поэтому необходимо разработать четкие инструкции и методические материалы, регламентирующие взаимоотношения медиков, проводящих медосмотры школьников, и педагогов школы.
Многие школы составляют учебное расписание в соот­ветствии с СанПиНами, но при этом, как правило, не учитывают опыт своих коллег из других образовательных учреждений. Это же касается и обоснования объема домашних заданий. Чаще всего количество и сложность домашних заданий по каждой дисциплине учитель определяет самостоятельно. В результате общий объем работы, которую школьник должен выполнить дома, оказывается запредельным. Большинство контрольных и тестовых работ проводятся в конце четверти, полугодия, учебного года, такая нагрузка ложится тяжким бременем на плечи школьников и повышает их уровень тревожности. Так что резкое возрастание числа школьников с различными невротическими нарушениями к концу учебного года становится неизбежным.
Когда школьные психологи (к сожалению, они есть не везде) проводят тестирование индивидуально-типологических особенностей учащихся, результаты этой диагностики практически не учитываются педагогами в учебной деятельности.
За редким исключением, воспитание культуры здоровья остается вне сферы приоритетных интересов образовательных учреждений, не носит системный характер и зачастую сводится к разовым мероприятиям. А большинство семей ведет нездоровый образ жизни. Анкетирование показало, как проводят свой досуг старшеклассники. Основное времяпрепровождение – просмотр телевизионных передач; следующее по популярности занятие – компьютерные игры (у мальчиков) и болтовня по телефону (у девочек); затем общение с друзьями; слушание музыки; выполнение домашних заданий. К сожалению, о спорте или активных занятиях на свежем воздухе речь не идет. Дополнительным образованием охвачено 12% детей, а общественной работы как таковой в школе вообще нет. Проблема усугубляется низким уровнем здоровья самих учителей – после 5–7 лет работы в школе полностью здоровых педагогов практически нет.

Лечебная физкультура находится на стыке двух наук – медицины и образования. В медицинских учреждениях группы ЛФК почти нигде не работают. Детей со слабым здоровьем просто освобождают от физических нагрузок. А непосредственно в школах, несмотря на значительное коли­чество детей, отнесенных к 3-й и 4-й группам здоровья, работе специальных медицинских групп (СМГ) уделяется мало внимания. По закону, если в школе есть хотя бы восемь детей с пониженнымздоровьем, они должны заниматься физкультурой в специально созданной группе. В некоторых наших школах учатся до сотни ребят с хроническими болезнями, а специальных групп для них нет. Это происходит из-за недостаточного финансирования и слабой подготовки учителей физкультуры, которые не знают, как вести лечебно- оздоровительную работу. «Давно назрела необходимость подготовки соответствующего указания со стороны Департамента образования и науки, обязывающего школы создавать СМГ при наличии учеников, имеющих проблемы со здоровьем», – убежден профессор Э.Н. Вайнер.
Положение дел со здоровьесберегающим образованием в других регионах страны аналогично. Поэтому профессор Тульского государственного педагогического университета О.П. Панфилов считает, что должна быть проведена модернизация физкультурного образования: «Преподавание физкультуры в целом не справляется с оздоровительно-воспитательными функциями. Нужно изменить форму и содержание урока физкультуры». Речь идет о создании системы профилей преподавания физкультуры, о взаимопроникновении искусства и спорта. Современный педагог физкультуры должен знать хореографию, элементы народного танца, иметь артистические данные. Нужно ввести в расписание занятий студентов педагогических вузов такие дисциплины, как шейпинг, аэробика и др., курс адаптивной физкультуры. И обучение учителей физкультуры должно длиться не менее 6 лет.

Помимо анализа современной ситуации, на конференции было представлено много практических работ. Директора школ, психологи, педагоги в своих выступлениях рассказывали о результатах внедрения научных разработок и собст­венных программ в школы и детские сады. Например, о снижении учебной нагрузки для детей дошкольного возраста; о том, какие изменения стоит внести в учебники (предусмотреть пробелы для заметок карандашом, излагать темы по уровням, самую важную информацию выделять цветовым пятном, чтобы «глаз зацепился») и др. Говорили о психологических приемах, которые учителя должны использовать на уроках; о рациональном питании школьников; о волонтерском движении старшеклассников.
Не обошли вниманием и первокурсников. Ведь это вчерашние дети. И заметное ухудшение их здоровья – результат перехода из школы в вуз. Ю.П. Рыжкова (Белгород) отметила, что студенты не умеют учиться. На 1-м курсе им приходится объяснять, как режим питания и распорядок дня влияют на умственную работу.
Подводя итоги конференции, можно сказать, что в области уже есть готовая научно-методическая база для ведения эффективного здоровьесберегающего обучения, ее используют отдельные педагоги и школьные коллективы. Но распространением разовых достижений энтузиастов на всю систему школьного образования должны заняться региональные власти.

Нина Семина