Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2007

Точка зрения

Ориентация на профориентацию

Термин «профориентация» кажется понятным каждому, кто знакомится с ним даже в первый раз, – это агитация школьников за те или иные профессии. Но так ли все просто? Профориентация развивается по мере того, как меняется представление общества о целях, задачах, методах, формах и вообще о сущности профориентации. Каждое из них отражает те или иные аспекты профориентации, выделяет какую-либо функцию, указывает на практический или теоретический уровень ее развития, рассматривается с позиции педагогики, психологии, теории управления и др.

Что же такое профориентация?

Профессия (от лат. professio – официально указанное занятие, специальность) – род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования.

Понятие «ориентация» употребляется в ряде наук. И везде оно так или иначе связано с определением местонахождения, с выбором направления движения, с умением разобраться в окружающей обстановке.

Если подросток проявляет самостоятельную активность в выборе профессии, то это лучше назвать его ориентацией на профессию. Если же он становится объектом психолого-педагогического воздействия с целью выбора подходящей для него профессии, то здесь лучше говорить о направленном ориентировании его на профессию.

Также стоит отметить, что профессиональная ориентация может рассматриваться в различных направлениях через призму педагогической, психологической и социальной практики.

Отсюда следует необходимость осуществления междисциплинарного подхода как в вопросах понимания сущности профориентации, так и в практической работе по ориентированию молодежи на те или иные профессии.

Изложенное выше понимание профориентации как единства практической работы и теории позволяет дать следующее определение. Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации.

Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися.

Профессиональная ориентация личности – это процесс профессионального самоопределения с учетом прежде всего интересов и способностей человека, а также потребностей народного хозяйства и народного образования в высококвалифицированных кадрах. Понятно, что школьник, сориентированный на будущую профессию с учетом своих индивидуальных возможностей и способностей, имеющий определенные знания о будущей профессии, а также навыки и умения в конкретной деятельности, будет иметь более высокую конкурентную способность, чем школьник, не имеющий такой подготовки.

Социально-экономическая значимость профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи в условиях рыночной экономики возрастает также в связи с такими обстоятельствами, как постоянно возрастающая потребность производства в высококвалифицированных кадрах, усиление напряженности баланса трудовых ресурсов страны, возникшая необходимость оптимального межпрофессионального, межотраслевого и территориального распределения трудовых ресурсов.

Для выполнения этих и других задач государства и потребностей молодежи уже недостаточно наличия существующих в настоящее время специальных служб и учреждений. Для решения всего комплекса возникающих сегодня проблем подготовки молодежи к социальной адаптации назрела необходимость создания большего количества специализированных учреждений и образовательных центров: психолого-педагогической, социально-медицинской помощи детям и молодежи, диагностики и консультирования, психолого-педагогической реабилитации и коррекции, а также социально-трудовой адаптации и профориентации.

Центр социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» работает уже второй год в Юго-Западном округе Москвы. К нам обращаются родители детей от 6 до 18 лет, педагоги и психологи школ.

Подготовка к выбору профессии важна для детей и подростков, поскольку она неотъемлемая часть всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всем учебно-воспитательным процессом.

В нашем Центре проводится такая работа, в которой можно выделить несколько блоков: образовательный (это уроки технологии в 5–7-х классах), дополнительного образования и гуманитарный.

На уроках технологии дети приобретают базовые навыки и умения, которые пригодятся им в дальнейшей жизни, а может быть, сыграют ключевую роль при выборе профессии.

Блок дополнительного образования несет вспомогательную функцию в обучающей, развивающей, коррекционной и адаптационной деятельности центра. Занятия в объединениях дополнительного образования дают углубленные знания по различным дисциплинам, развивают интеллектуальные способности, расширяют кругозор.

Развивающие программы направлены в первую очередь на выявление, сохранение и развитие способностей и одаренности детей в какой-либо деятельности, а коррекционные программы сориентированы на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей с легкими нарушениями.

Гуманитарный блок представляет собой единую структуру, состоящую из различных направлений: профориентация, а также социальная, психологическая, медицинская помощь. Все блоки подчинены одной цели – узнать потребности ребенка, его интересы и увлечения, сориентировать его в нужном направлении.

Они работают в единстве и направлены к общей цели: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей; адаптация их к жизни в обществе; формирование основ культуры.

Развитие всех сторон личности и интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления деятельности, учения, общения, труда. Наряду с традиционными методиками в центре широко используются новые формы работы.

В рамках работы отдела профориентации осуществляются новые, современные подходы. Понимая высокую загруженность сегодняшних старшеклассников, предлагаем подросткам и детям познакомиться с центром профориентации и социально-трудовой адаптации «Гагаринский» при помощи Интернета. Любой человек, вошедший на сайт центра, сможет подробно узнать о работе его структур, пройти базовые тесты по профориентированию, узнать свои склонности, приоритеты и даже получить консультацию специалистов-психологов.

Еще одним интереснейшим проектом центра стал «Электронный музей профессий», где детям будет предоставлена возможность окунуться в мир профессий, узнать, как и куда двигаться в своем развитии и увлечениях. Конечно, очень хочется, чтобы ребята могли не только прочесть информацию в профессиограмме, но и узнать о профессиях как бы изнутри, что поможет им открыть себя.

Не менее интересным направлением в работе центра являются школы-клубы профессий. Не секрет, что во многих институтах Москвы открыты школы-клубы при факультетах: школа юного психолога при факультете психологии МГУ, школа юного журналиста при факультете журналистики МГИМО и т.д. Конечно, это прекрасная возможность довузовского погружения в профессию, и на базе центра различные вузы организуют подобные бесплатные школы-клубы по различным специальностям.

Стоит разрушить расхожее мнение, что профориентация нужна с 8-го класса только перед поступлением в профессиональное учебное учреждение. Это не так. Детей необходимо готовить к осознанному выбору профессии как можно раньше: выявлять интересы ребенка, его физические и интеллектуальные возможности, по необходимости помочь скорректировать те или иные склонности. Как отмечалось выше, на базе центра есть такая возможность – и есть специалисты, которые проводят подобную работу. Начата экспериментальная работа по составлению профилей для пятиклассников, посещающих центр, и в дальнейшем за ними будут наблюдать специалисты (психологи, неврологи, педагоги) и вести их вплоть до поступления в выбранное учебное заведение. Возраст 12–16 лет – самый трудный из всех детских возрастов, поскольку представляет собой период становления личности.

Главное содержание подросткового возраста – это напряженный переход от детства к взрослой жизни.

Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, подросток стремится ощутить себя и стать взрослым, тянется к общению со сверстниками; в это время оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее – иными словами, складываются личностные смыслы жизни. Поэтому на протяжении всего этого периода подросткам необходима помощь специалистов, особенно если они знают ребенка не один год.

Но и это еще не все. Мы привлекаем внимание к профориентации дошкольников и младших школьников. Для этого центром проводится конкурс творческих работ «Мир в радуге профессий», где дети с помощью красок, фото, компьютерных работ и слова смогут продемонстрировать своим сверстникам, кем работают их родители или работали бабушки и дедушки, рассказать о какой-то редкой профессии, а также кем хотят стать они сами, когда вырастут.

Ну а самое главное в нашей работе – это «развитие способностей, склонностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи» (из Закона города Москвы от 20 июня 2001 года № 25 «О развитии образования в городе Москве»).

 

Евгения Рассказова ;
Сергей Цыганов