Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2007

Из первых рук

Профильная подготовка в сельской школе: возможны варианты

Директора сельских школ – участники широкомасштабного социально-педагогического исследования «Итоги модернизации сельской школы: 2005» – назвали профильное обучение одним из главных результатов модернизации образования

Это исследование провел Институт социально-педагогических проблем сельской школы РАО. Было опрошено 598 директоров сельских школ из 27 сельских районов России, зафиксировано, в какой стадии находится профильное обучение в российской сельской школе. Оказывается, половина сельских школ активно обсуждает введение профильного обучения. Каждая шестая сельская школа еще не приступила к его введению, 3,9% – даже не обсуждали эту проблему. Вместе с тем 14,5% сельских школ реализуют профильное обучение первый год, а 11,7% – несколько лет.

Начальный этап реализации профильного обучения в сельских школах позволяет сделать вывод: распределение учащихся часто не ориентировано на кадровые потребности района; старшеклассники не связывают свое будущее с работой на селе. Их жизненные перспективы не направлены на решение конкретных задач малой родины (не только района, но и края, области, республики).

Бесспорно, профильная подготовка – трудно решаемая задача для сельских школ. Одна из причин – разные возможности образовательных учреждений. Продвижение в деле профильного обучения заметно в поселковых, райцентровских, пригородных школах. Свои варианты введения профильного обучения наметились и у сельских малочисленных школ. Статистика показывает, что этот тип сельской школы преобладает в большинстве регионов России. К примеру, в Костромской области из 387 сельских школ 325 – малочисленные. В Калужской области из 388 таких школ 250.

В деле профильного обучения уже обозначились регионы-лидеры. Это прежде всего Курганская область, Красноярский, Ставропольский (Андроповский район) края, Пермский край (Пермский район), Нижегородская, Новгородская (Старорусский район) области, Кемеровская область (Крапивинский район)...

Профильное обучение ведется в технологическом, гуманитарном, естественно-научном, физико-математическом направлениях, а также предусматривает профессионально ориентированную подготовку: агротехнологическую, педагогическую, медицинскую, военно-техническую и другие.

Наметились и механизмы перехода на профильное обучение. Опыт регионов показал: профильное обучение в сельской школе может быть реализовано и через работу ученика в профильном классе (группе), и через индивидуальную образовательную программу.

Для России, где две трети общеобразовательных учреждений расположены в сельской местности и большинство из них – малочисленные, актуален вариант реализации индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных программ. Индивидуальная программа может быть выбрана как вариант профильного обучения, если нет другой возможности организовать и удовлетворить образовательные потребности ученика. Она может быть выбрана и для одаренных детей в многопрофильной школе.

Для всех типов сельских школ, в том числе и малочисленных, приемлема сетевая модель профильного обучения. Она реализуется либо через объединение нескольких школ в единое сообщество на ассоциативной основе, либо через районные ресурсные центры профильного обучения, либо через кооперацию общеобразовательной школы с учреждениями дополнительного образования детей, начального профессионального образования.

Для крупных райцентровских сельских школ актуальна модель многопрофильной старшей школы, представленной двумя видами профильных классов (групп): профессионально-профильными и предметно-профильными.

Классическая модель управления профильным обучением сложилась в Курганской области. Управляемость процессом экспериментального поиска обеспечили такие факторы, как включенность губернатора области О.А. Богомолова в процесс профилизации старшей школы, социальное партнерство Главного управления образования (начальник – Б.А. Куган, д.п.н.) и областного Института повышения квалификации работников образования (В.И. Дружинин, к.п.н., ректор), апробация вариативных моделей профильного обучения на широкой опытно-экспериментальной базе; осуществление научно-методического сопровождения опытно-экспериментальной работой в регионе со стороны КИПКРО (Н.А. Криволапова, к.п.н., проректор), продуманная информационная политика, отлаженная система повышения квалификации кадров по проблемам профильного обучения.

Какие же модели профильного обучения сельских школьников сформировались в Курганской области, где 85,3% общеобразовательных учреждений расположено на селе?

Общеобразовательные школы райцентров, где имеется более трех классов-комплектов на старшей ступени, идут по пути создания многопрофильной школы. В них есть условия для широкого выбора профилей обучения, возможности для максимального удовлетворения разнообразных интересов и склонностей учащихся. По мнению специалистов Курганского ИПКРО, классический вариант многопрофильной школы – наличие на старшей ступени четырех классов в параллели со следующими профилями обучения: физико-математический, естественно-научный, гуманитарный и общеобразовательный с начальной профессиональной подготовкой. Такая модель отработана в Половинской средней школе.

Если в 2004/05 учебном году в 23 школах райцентров были открыты профильные классы, то в 2005/06 учебном году 40 школ области перешли на новый базисный учебный план. Профильное обучение в этих школах представлено профессионально-профильными классами (группами) – медицинскими, педагогическими, военно-техническими, агротехнологическими, а также предметно-профильными: физико-математическими, естественно-научными, гуманитарными, информационно-технологическими. В универсальных классах ведется профессиональная подготовка по профессиям: швея, оператор ЭВМ, автомеханик, продавец, тракторист, парикмахер...

В Уксянском территориальном школьном округе Далматовского района отрабатывается сетевая модель профильного обучения, суть которой – в объединении ресурсов близлежащих школ. Учебные планы двух школ в десятых классах состоят из двух частей. Каждая из школ обеспечивает в полном объеме изучение всех предметов учебного плана на базовом уровне. Профильная составляющая реализуется для объединенных групп учащихся: гуманитарный профиль – в Новопетропавловской школе, естественно-математический – в Уксянской школе.

В области реализуется и другой вариант сетевой модели. Он основан на кооперации ресурсов общеобразовательной школы и учреждений начального профессионального образования, дополнительного образования детей и предполагает создание учебно-технологических объединений. В этом случае сельская школа дает своим выпускникам не только полноценную общеобразовательную, но и профессиональную подготовку.

В экспериментальном режиме в области отрабатывается модель внутришкольной организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов. Этот эксперимент проводят Поповская средняя школа Варгашинского района, Раскатихинская и Глядянская средние школы Притобольного района.

Заметим, что для учеников 10-го класса профильных групп продолжительность учебной недели составляет 6 дней, для обучающихся на базовом уровне – 5 дней.

Используя экспериментальные материалы курганских ученых, представляющих одну из научно-практических лабораторий Института социально-педагогических проблем сельской школы Российской академии образования, приведем пример индивидуального учебного плана Игнатьевой М., ученицы 10-го класса Поповской средней школы. Ее учебный план предусматривает изучение предметов на базовом и профильном уровнях.

На базовом уровне изучаются предметы: русский язык (1 час в неделю), литература (3 часа в неделю), иностранный (французский) язык (3 часа в неделю), история (2 часа в неделю), обществознание (2 часа в неделю), геометрия (2 часа в неделю), физика (3 часа в неделю), химия (2 часа в неделю), биология (1 час в неделю), физическая культура (2 часа в неделю), география (1 час в неделю).

На профильном уровне изучаются предметы: информатика (4 часа в неделю), алгебра (4 часа в неделю). Изучение информатики организовано за счет дополнительного финансирования учебного плана. Изучение алгебры организовано за счет перестановки часов учебного плана.

Региональный компонент представлен предметом «физическая культура» с оздоровительной направленностью (1 час в неделю).

Школьный компонент представлен предметами: основы научно-исследовательской деятельности учащихся (1 час в неделю), решение нестандартных задач (1 час в неделю) и исследовательская деятельность (34 часа в год).

Общее количество часов предельно допустимой нагрузки при 6-дневной рабочей неделе составляет 36 часов в неделю.

Профильное обучение по индивидуальным учебным планам организуется в области в рамках модели сетевого взаимодействия. Каждое учреждение, включенное в сеть, имеет доступ ко всем ее объединенным ресурсам. Учащиеся, в свою очередь, имеют возможность получить разнообразный спектр образовательных услуг для построения и реализации своих индивидуальных учебных планов.

Эксперимент по отработке технологии индивидуальной образовательной программы, а в дальнейшем и индивидуальной образовательной траектории учащегося проводится на базе Раскатихинской средней школы Притобольного района Курганской области и представляет собой модель элективной дифференциации. Предпосылкой к проведению данного эксперимента явилась следующая ситуация: одна из учениц школы обучается в гуманитарном классе, но в дальнейшем планирует поступать в медицинский вуз, а значит, ей необходима серьезная подготовка по химии и биологии. Кроме нее, в 10-м классе нет заинтересованных в углубленном изучении этих предметов учеников. В процессе эксперимента этой ученице создали индивидуальную образовательную программу. Задача учителя-предметника состояла в том, чтобы направлять и контролировать ход учебно-познавательной деятельности ребенка. Школьница при поддержке учителя сделала пробный вариант собственной индивидуальной образовательной программы на основании курса по химии для 10-го класса средней общеобразовательной школы и абитуриентского курса вуза. В программе определены цели и задачи изучения химии в учебном году (за 10-й класс), объем самостоятельно изучаемого учебного материала, намечены контрольные точки, а также примерные сроки изучения блоков по четвертям и проведения зачетных мероприятий. Предполагается следующая схема работы обучающегося по данной программе: 1 час в неделю девочка работает вместе с классом (так как идет изучение нового раздела органической химии) и 2–3 часа в неделю – самостоятельно, с литературой, а также получает индивидуальную консультацию учителя. Предполагаемым результатом учебно-познавательной деятельности ученицы будет освоение раздела «органическая химия» на абитуриентском уровне. Данному эксперименту планируется присвоить статус областной экспериментальной площадки.

В процессе реализации профильного обучения в сельской школе обнажились проблемы, связанные со здоровьем учащихся. Увеличение учебной нагрузки до 38–40 часов в неделю; транспортная усталость, связанная с поездками в другую школу (в условиях сетевой модели организации профильного обучения); занятость учащихся самостоятельной учебой в воскресные дни – все эти факторы плохо влияют на здоровье детей. Требуется постоянный мониторинг состояния здоровья учащихся.

Наблюдается перегрузка девятиклассников при введении предпрофильной подготовки. Необходимо рационально использовать школьный компонент учебного плана, в частности, 3 часа из школьного компонента отдать на предпрофильную подготовку.

Профильное обучение, как и любое нововведение, еще требует анализа. Однако сегодня уже можно сказать: оно завоевывает право гражданства в образовательном пространстве сельского социума.

 

Марина Гурьянова