Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2007

Образ жизни

Восстановим храм природы

Что отличает наш век?
Компьютеризация, информатизация, мобильная
телефония, высокие технологии во многих сферах жизни.
Все это делает нaшу жизнь удобнее и комфортнее.
Но обратная сторона комфорта – автомобильные шумы,
выхлопные газы в атмосфере, излучение
от компьютеров, мобильных и радиотелефонов…
Все эти негативные факторы, к сожалению, неизбежны
в условиях цивилизации. Однако если исключить их из жизни
мы не в силах, то снизить их негативное влияние –
наш долг. И поможет нам здесь природа

Лечебные свойства растений

Всероссийский институт лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) уже 10 лет ведет работу по улучшению окружающей среды. Проведено много экспериментов в школах и детских садах. Об их результатах рассказывает профессор, заведующий кафедрой генетики и селекции агрономического факультета РУДН, директор Научного центра «ЭкоВИЛАР» Александр Александрович Жученко:
– Наши исследования показали, что растения способны не только выделять необходимый нам кислород и поглощать СО2. Они также увлажняют воздух (что важно в зимний период, когда центральное отопление его высушивает). В тех кабинетах, где много растений, нет сухости воздуха зимой – следовательно, у детей не будет пересыхать слизистая носа, а значит, не будет нарушен барьер для проникновения инфекций. Кроме того, растения ионизируют воздух. Сейчас можно купить различные фильтры, кондиционеры, увлажнители, часто используют люстру Чижевского. Но растения «работают» комплексно и эффективно при меньших финансовых затратах. К тому же живые растения украшают класс. Приятная для глаза среда настраивает детей на положительный лад, делает их внимательнее, спокойнее. Дети учатся любить и беречь растения, ухаживать за ними, знать их особенности.
– В 1992 г. в Рио-де-Жанейро прошла конференция, на которой провозгласили, что качество жизни связано с биоразнообразием. Если мы не будем изучать новые виды растений, то потеряем то, что нам необходимо. Мониторинг, проведенный нами, показал, что в Москве, несмотря на активный процесс озеленения города, очень маленькое разнообразие растений. Поэтому экологическое образование крайне необходимо, ну а начинать его нужно, естественно, в детстве. Если дети будут с растениями на «ты», наша культура существенно повысится.
Кроме того, растения способны бороться с инфекционными заболеваниями. Нас окружают массы вредных бактерий и вирусов, а дети в школах и садах уже через полчаса пребывания в одном помещении «обмениваются» инфекциями. Ученые Института гигиены и экологии человека имени Сытина, проведя исследования, выяснили, что старые методы – сгустки воздуха: проветривание и влажная уборка – малоэффективны. Уже через 2 часа после влажной уборки пыль и бактерии снова оседают повсюду, а проветриванием мы чаще всего запускаем в помещение не чистый воздух, а автомобильные выбросы. А вот растения не только снижают инфекционный фон, но и поглощают вредные выделения: обоев, клея, мебели, красок, чернил...

Выход – зимние сады

Растения создают микроклимат, и это может заметить каждый, ведь в парках и садах мы чувствуем себя намного лучше, чем вблизи трассы. А автомобиль, как известно, за 1000 километров «съедает» годовую норму кислорода 1 человека. Печально, что с увеличением количества машин не происходит такого же увеличения растительных насаждений. Не многие школы и сады могут похвастаться своим зеленым двориком, не говоря уже о закрытых зимних садах.
– Сегодня ученые говорят о генетической связи человека с растениями, – продолжает тему А.А. Жученко. – Человек миллионы лет назад «родился» в тропических лесах, и растения служили ему и эстетическим фоном, и строительным материалом, и источником пищи, и лекарствами. Сейчас, когда миллионы людей живут в мегаполисах, они должны хотя бы время от времени общаться с природой для укрепления иммунитета. В южном округе Москвы в Центре «Лукоморье» были проведены исследования, которые показали, что в классах, где много растений, дети более сосредоточенны, менее подвержены негативным влияниям. Во всех школах надо создать «зеленые» комнаты, зимние сады – своеобразные помещения психологической разгрузки, где можно как проводить уроки ботаники и биологии, так и отдыхать после уроков информатики, во время перемен. ВИЛАР разработал специальные технические условия по аэрофитотерапевтическим модулям, утвердил в Госстандарте, получил положительные отзывы у ряда профильных институтов, в частности, у Института гигиены подростков. Во многих школах и интернатах, часто благодаря воле директоров и педагогов, по этим модулям создаются зимние сады, биологические кабинеты.

От теории к практике

Одна из образцовых школ, которая организовала общение детей с природой, – школа № 2006 в Северном Бутове, занявшая 1-е место на Юго-Западе Москвы за внешнее и внутреннее оформление. В школе есть зимний сад с множеством различных растений, биологический кабинет с фитокомпозициями и специальным оборудованием, комната психологической разгрузки и ухоженный школьный дворик. Директор школы, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России Вера Алексеевна Илюхина рассказала:
– Наш зимний сад функционирует уже четвертый год. Первые растения мы покупали на средства, выделенные городом, потом сформировался коллектив единомышленников из педагогов, родителей, гостей, и зимний сад стал пополняться растениями. У нас есть свой весенний праздник «День рождения Зимнего сада», на который дети приносят из дома цветы. Я считаю, что человек в окружении растений становится чище, добрее и, безусловно, здоровее. Поначалу мы открывали зимний сад только на переменах и назначали дежурных, чтобы следить за дисциплиной. Но потом необходимость в контроле отпала, так как дети бережно относятся к растениям. Сейчас сад открыт круглосуточно.
Познакомившись с ВИЛАРом, школа № 2006 из любительского увлечения растениями перешла к серьезному изучению различных их свойств. В школе работает творческий педагог, лаборант Юлия Владиславовна Миронова, которая серьезно занялась фитомодулями. Для этого школа приобрела необходимое оборудование: мини-метеостанции, измеряющие влажность, температуру, освещенность и запыленность в помещении. В биологическом кабинете – своеобразной фитолаборатории – дети под руководством педагога рассаживают растения «по науке», создают фитокомпозиции, изучают совместимость различных растений друг с другом. Можно наблюдать, как развиваются растения (мирт, мята, лавр, кардамон, розмарин, филодендрон и другие), выставленные в горшках на окна на северной и южной сторонах школы. Дети с интересом наблюдают, насколько растительный фон улучшает общее состояние воздуха и каким растениям где лучше живется – на севере или на юге.
Создатель науки кибернетики Норберт Винер говорил: «Мы изменили мир так радикально, что теперь должны сами измениться, чтобы выжить в этом мире». Выжить в этом мире нам поможет природа. Человечество подчас не задумывается, что природа – это не только мастерская и поле деятельности для создания новых технологий, как правило, ухудшающих среду. Природа – это прежде всего храм, разрушив который человек лишится естественной опоры.

Юлия Ювакаева