Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2007

Нам пишут

Культура достоинства или Обучение детей с ДЦП в общеобразовательной школе

В России по отношению к детям-инвалидам наблюдается переход от концепции «культуры полезности» к концепции «культуры досто­инства». Это значительный показатель зрелости общества и уровня его морально-нравственных принципов. С учетом роста популяции детей-инвалидов особую актуальность приобретает задача их интеграции в социум, и образовательные учреждения первыми начинают решать проблемы.
Дети с недостатками развития, так же как и нормально развивающиеся, имеют право быть принятыми в коллектив сверстников, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества.
Психология и философия новых форм образования детей с особыми потребностями (интегративного и инклюзивного) уже принята родителями, педагогами и специалистами, работающими в системе специального и общего образования. Поэтому проблема включения детей с церебральным параличом в начальное и среднее звено общеобразовательной школы уже давно не нова – и многие организационные, архитектурные и методические аспекты реализуются в школах.
Но стоит обозначить и первые серьезные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, обучающие детей с ДЦП в общеобразовательных школах Нижнего Новгорода.
В нашей стране долгие годы образование детей с церебральным параличом происходило в рамках специальных (коррекционных) школ VI вида. Учителя занимаются обучением и воспитанием детей с использованием специальных программ и технологий. И нужно отметить, что в течение по­следних двух десятилетий обновления программно-методического обеспечения для таких школ не происходит. Программы не соответствуют современным требованиям Минобрнауки и во многих регионах не могут быть использованы в практической деятельности, учителя общеобразовательных школ не имеют права обоснованно изменять содержание общеобразовательных программ, а между тем дети с двигательными нарушениями не всегда в полном объеме могут овладевать определенными знаниями, умениями и навыками, не вписываются в существующую систему оценок.
Несовершенство, а чаще всего и неразработанность нормативно-правовой базы осуществления образования детей с ДЦП в общеобразовательной школе создают дополнительные трудности и в методическом обеспечении. Если в школе есть учитель-логопед и психолог, то некоторые проблемы речевого и психического развития находят свое решение. Но отсутствие специальных знаний и опыта работы в области психологии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата оставляет нереализованными многие коррекционные задачи. Вопрос о повышении квалификации и обучении школьных кадров остается открытым, шаги по его решению незначительны и основаны чаще всего на инициативе самих педагогов.
Многие учителя, ссылаясь на большую укомплектованность классов, занимают позицию невмешательства в качество образования ребенка с особыми потребностями. Свою некомпетентность в обучении данной категории детей списывают на сложность нарушений. В таких условиях у учителя действительно нет «поля для инклюзии», и поэтому значительно страдает когнитивный компонент образования.
Экономическая поддержка включения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательную систему носит хаотичный характер и не осуществляется в полной мере. Оснащение учебного процесса соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил, но не учитывает вариативность физических возможностей детей с ДЦП (по освещенности, правилам посадки и т.д.). В редких школах создана без­барьерная среда, позволяющая детям с ДЦП пользоваться всеми инфраструктурами и помещениями.
Особые нарекания учителей школы вызывают вопрос комплектования класса и, соответственно, оплата работы классного руководителя. Если в классе около 30 учеников, то, как говорилось выше, уровень образования детей с особыми потребностями становится недостаточным. А если комплектование класса 12–15 человек, педагог значительно теряет в оплате. Поэтому вопросы определения статуса ребенка с ограниченными возможностями в классе и оплата его пребывания в нем становятся актуальными.
Педагоги несомненно имеют затруднения в обучении детей с ДЦП, но более значительные трудности испытывают сами дети. Церебральный паралич – сложный дефект, при котором, кроме двигательного нарушения, часто наблюдаются сенсорные проблемы (слух, зрение, тактильность), в 70% случаев фиксируется речевое и эмоционально-волевое недоразвитие. Поэтому и проблемы, с которыми встречается данный ребенок в общеобразовательной школе, многообразны.
Первое – это трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Общение становится особой школой социальных отношений. Не всегда одноклассники и их родители готовы принять «особого ребенка» в свой круг общения. Этому мешают отсутствие опыта отношений с данной категорией детей, неготовность к совместному сосуществованию и элементарная социальная незрелость. А между тем психологическая поддержка всех детей и их родителей, проведение тренингов общения, широкая консультационная помощь очень важны.
Второе: сам процесс обучения часто оказывается неэффективным, потому что отсутствуют индивидуально подобранные методические и наглядные пособия, которые облегчают возможность не только получать, но и добывать знания.
Особое место в практике включения детей с ДЦП в школу занимает проблема реальности перспективы дальнейшего профессионального образования. Перспективы нет. Дети часто не могут овладеть теми видами начальной трудовой подготовки, которые предлагаются в школе, и по­пыток изменить данное положение дел не наблюдается. Даже на уроках физической культуры ребенок не может хотя бы посильно поучаствовать в общем занятии.
На сегодняшний день реорганизована лаборатория по изучению детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в Институте коррекционной педагогики (г. Москва).
Внимание уделяется созданию службы сопровождения ребенка с ДЦП, затрудняющегося в передвижении. И пусть перспективы этой службы еще не четко определены (волонтеры, родители и другие варианты), но уже сама постановка проблемы означает заинтересованность управленче­ских структур.
Перечисленные проблемы – наболевшие за по­следнее десятилетие, их решение во многом способно улучшить качество образования детей с ДЦП, повысить заинтересованность педагогов, помочь родителям и детям осознать и расширить дальнейшие возможности обучения и социализации. Значительный педагогический и организационный опыт включения детей с ДЦП в систему общеобразовательной школы говорит о том, что педагоги, дети и их родители могут очень многого добиться. Только им нужно в этом помочь.

Ирина Максимова