Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №21/2006

Конкурс

Визуальная среда как фактор сохранения здоровья учеников и учителей

Пусто все, однообразно,
Словно замер жизни дух;
Мысль и чувства дремлют праздно,
Голодают взор и слух.
П.А. Вяземский

В гимназии № 177 г. Екатеринбурга вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей всегда уделялось должное внимание. Гимназическое образование требует от школьников повышенного интеллектуального и психоэмоционального напряжения. Но, зная особенности организма человека, можно помочь ему адаптироваться к перегрузкам, можно создать благоприятные условия для учебы и работы, эффективно выявлять и предупреждать отклонения в состоянии здоровья. Если объединить усилия всех участников образовательного процесса, можно добиться, чтобы культура здоровья стала в школе естественным стилем жизни.

В этом году учителя и ученики гимназии включились в разработку и осуществление проекта «Гимназическое образование без ущерба для здоровья», который рассчитан на 2006–2008 гг. и имеет целью создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях гимназии, что будет гарантировать стабильность уровня здоровья гимназистов и учителей.

«Когда говорят об экологии, обычно имеют в виду загрязненность воздуха и воды, уровень шума или радиации. А вот о том, что это понятие включает в себя и зрительную среду, никто особенно не задумывается. Научные исследования утверждают, что визуальная среда оказывает значительное влияние на психическое и физическое состояние человека», – читаем мы в статье «Что для глаза хорошо, что для глаза плохо» (cм. № 16/2005), которая легла в основу школьного проекта, выполненного ученицей 10-го «Б» класса Рахматуллиной Софией в 2005/06 учебном году. Cегодня, когда влияние человека на природную среду усиливается и природные ландшафты претерпевают серьезные изменения не в лучшую сторону, внимание к этой проблеме – хотя бы на уровне школы – становится актуальным и значимым событием.

Цель работы: анализ и оценка визуальной среды гимназии с позиции здоровьесбережения.

Задачи:

  1. Провести обзор литературы по обозначенной теме.
  2. Подобрать методы исследования, выделить объекты и разработать критерии оценивания визуальной среды гимназии.
  3. Разработать программу, провести исследования и сделать выводы по их результатам.
  4. Разработать рекомендации для учащихся, учителей и родителей по организации визуальной среды, способствующей сохранению здоровья.

Мы любим нашу школу, нам здесь уютно и комфортно, но человек никогда не останавливается на достигнутом – нет предела совершенству. Определить научными методами благоприятность каждого уголка гимназии, исключить то, что экологи называют «агрессивным полем», создать красоту и научить обращать внимание на ее составляющие и в результате создать вокруг себя гармоничное пространство – вот причины, по которым выбрана данная тема исследования.

В работе использовались следующие методы познания:

Сравнение – познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве и различии объектов, когда выделяются качественные и количественные характеристики объектов.

Наблюдение – это своеобразный эксперимент, способ изучения явлений. Целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятие, представления).

Статистический метод – позволяет определить средние значения, характеризующие всю совокупность изучаемых предметов.

Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Представление полученных данных в структурных информационных моделях – таблицы, графики, диаграммы.

Программа исследования

I этап. «Подготовительный»

  1. Разработать критерии (показатели) оценки визуальной среды гимназии с позиции здоровьесбережения.
  2. Выделить объекты исследования (рекреации, кабинеты, проведение уроков, актовый зал, столовая, вестибюль).
  3. Определить сроки сбора информации.

II этап. «Основной»

  1. Провести оценку объектов исследования по определенным критериям, в обозначенные сроки.
  2. Провести социологический опрос среди учеников, учителей гимназии и родителей.
  3. Провести фотосъемку объектов исследования.

III этап. «Аналитический»

  1. Обработать результаты исследования.
  2. Сделать выводы о степени положительного влияния визуальной среды гимназии на здоровье гимназистов.

IV этап. «Практический»

  1. Разработать рекомендации:
    – для учащихся – по организации визуальной среды на рабочем месте;
    – для учителей – по организации благоприятной визуальной среды на уроке.

Объекты исследования и критерии оценки визуальной среды

I. Проведение урока

Критерии оценки уроков:

  1. Использование ТВ-сюжетов, картинок, карт, цветных мелков.
  2. Работа с таблицами.
  3. Наличие на уроке элементов театра.

II. Интерьер учебного кабинета

Критерии оценки интерьера учебных кабинетов:

  1. Отсутствие досок длиной более 3 секций, стеклопакетов, жалюзи, мрачно-грязных серых тонов в окраске стен, стационарных киноэкранов.
  2. Наличие закругленных и волновых элементов, реечек на стенах, пластиковых светильников, ярких предметов на потолке, цветных портретов ученых, писателей, репродукций картин, повторяющихся элементов, филенчатых входных дверей и дверец шкафа, дверей из дерева или отделанных натуральным шпоном, раскрашенных дверей, вагончатых дверей (на шкафах-купе), сложных переплетов окон, витражей в верхней части фрамуги, горшков с цветами, решеток на окнах с повторяющимися элементами, коричневого пола, противоположных тонов в больших поверхностях (например, красный и зеленый, синий и оранжевый), «рискованных» цветов для маленьких поверхностей, пастельных тонов (например, серо-белого, небесно-голубого, светло-бежевого), ярких занавесок, занавесок с мягкими складками, больших ярких поверхностей, динамических картинок (аквариум), заставок с видами природы (звездное небо, море, пейзаж), ярких пятен возле монитора (игрушка на липучке или горшок с цветком), ярких картинок на ковриках для мыши.

III. Рекреации и коридоры

Критерии оценки рекреаций и коридоров:

  1. Длина коридора – менее 50 метров.
  2. Отсутствие плохого освещения, однотонной масляной краски.
  3. Наличие цветных портретов, стендов, детских рисунков, сюжетных изображений, репродукций картин на стенах, повторяющихся элементов, пластиковых светильников, арок или закругленных элементов, ТВ с показом занимательных фильмов на переменах, фотообоев с красивыми пейзажами, навесных дырчатых потолков, комнатных растений, пастельных тонов в окраске стен, решеток на окнах с повторяющимися элементами, филенчатых дверей.

IV. Спортзалы

Критерии оценки спортзалов:

  1. Наличие закругленных или волновых элементов.
  2. Отсутствие повторяющихся элементов.
  3. Однотональное оформление, мрачно-грязные, серые тона в окраске стен, пластиковые светильники, «яркие» предметы на потолке, противоположные тона на больших поверхностях, пастельные тона, «рискованные» цвета для маленьких поверхностей, большие яркие поверхности, филенчатые входные двери.

Критерии интерьеров кабинета информатики, актового зала, мест общественного питания и вестибюля имеют свои особенности, но составлены подобно представленным.

Общий итог в процентах

Осмысление результатов

В гимназии нет кабинетов, визуальная среда которых была бы ниже среднего значения, все кабинеты начальной школы имеют показатель выше 67%, только 5 из 33 кабинетов среднего и старшего звеньев имеют оценку ниже 60% и почти треть кабинетов гимназии имеет достаточно высокий уровень визуальной среды – более 75%.

Если перевести процентную оценку в баллы (по 20% на 1 балл), то «3» мы поставим только визуальной среде рекреаций и коридоров, но, с другой стороны, «5» среди этих оценок нет.

Также необходимо отметить:

  • только начинает развиваться наука видеоэкология, теоретических разработок по этой теме мало, тем не менее подобраны наиболее доступные методы для исследования и достижения цели и определены критерии для наблюдения и оценивания среды по разным помещениям гимназии;
  • данные по всем объектам и по всем показателям занесены в электронную базу данных гимназии;
  • вычислен средний результат по каждому объекту и по всем показателям в отдельности;
  • имея опыт оценки визуальной среды гимназии, мы готовы поделиться им с другими учебными заведениями.

Работа не закончилась только констатацией фактов о предмете исследования, и начата работа по решению проблем, выявленных в ходе исследования:

  • разработаны рекомендации для учителей – заведующих кабинетами, администрации, зав. столовой с целью улучшения той части школы, где были выявлены недостатки;
  • кафедра «Культура здоровья» вышла с предложением к учащимся о создании мини-проектов по совершенствованию разных уголков гимназии в соответствии с требованиями видеоэкологии.

Все прекрасное, что есть вокруг нас, – это условия формирования здорового образа жизни. А все, что пока не соответствует нашему представлению о красоте, – это поле деятельности для творчества и раскрытия наших талантов.

 

Татьяна Дядюн ;
София Рахматуллина