Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/2006

Из первых рук

Память и внимание – компоненты психического здоровья

Продолжение. Начало в №№ 17, 18.

Возрастные и индивидуальные особенности памяти

В развитии ребенка, в познании окружающего мира, формировании знаний, умений, навыков огромное значение имеют возрастные и индивидуальные особенности памяти.

Об особенностях памяти дошкольников красноречиво свидетельствуют опыты З.М. Истоминой, показавшие, что единственным способом выполнить задачу произвольного запоминания словесного материала для них является повторение: многократное произнесение слов шепотом про себя вплоть до того момента, когда их необходимо воспроизвести. Сохранить список слов в памяти помогала ребятам речевая активность.

Другая отличительная особенность запоминания у дошкольников состоит в том, что они запоминали и затем воспроизводили материал только в том случае, если он имел внешне обязательный характер (например, был представлен в форме поручения в игровой ситуации). Дошкольники младшего и среднего возраста не способны сами выполнить задачу произвольного запоминания. В дальнейших исследованиях был выявлен важный факт, который свидетельствует о незначительных различиях между непроизвольным и произвольным запоминанием у детей данного возраста. Самые большие различия между результатами в этих двух видах памяти наблюдались у 3–4-летних, с возрастом они уменьшаются.

Обучающие эксперименты доказали, что у дошкольников (особенно пяти- и шестилеток) есть определенные возможности для самоконтроля в процессе запоминания: уже на четвертом году жизни они способны контролировать себя при заучивании. Однако если этот самоконтроль осуществлялся простым повторением слов вслух, то давал небольшие результаты запоминания. Но когда исследователь обучал 5–6-летних детей с помощью игрового приема (смысл каждого слова подтверждался картинками), эффективность запоминания существенно возрастала.

Сегодня не вызывает сомнений то, что в механизмах памяти большее значение принадлежит природным факторам, органическим предпосылкам. У младших дошкольников – особенно трехлеток и четырехлеток – запоминание протекает преимущественно в виде непосредственного запечатления, воспринятого без применения каких-либо специальных приемов, содействующих запоминанию, где в качестве одного из основных факторов выступает органическая основа памяти. Об этом свидетельствует и тот факт, что при однообразии путей запоминания между детьми существуют большие различия в продуктивности памяти.

Следовательно, основной чертой памяти дошкольников (при имеющихся «резервах» ее развития) остается непосредственность, опирающаяся на чувства детей, их сопереживание, на наглядные образы действительности.

Школа ставит перед ребенком новые требования, связанные с необходимостью систематического усвоения знаний. В процессе обучения память, вооружаясь новыми способами, претерпевает качественные изменения – от импульсного запоминания дошкольника до смыслового запоминания старшего школьника.

Психологические наблюдения показывают, что память далеко не сразу и не у всех меняет свой непосредственный характер. На протяжении почти всего периода начального обучения преимущественной остается наглядно-образная память. На нее в основном и опираются младшие школьники при запоминании. Приемы смысловой переработки материала они используют чрезвычайно редко.

В.И. Самохвалова исследовала, как ученики 2-го класса (8–9 лет) использовали прием смысловой группировки текста. Выяснилось, что значительная часть детей не применяла приемы логического запоминания, потому что эти приемы не были у них достаточно сформированы. Не использовали их и часть детей 4-го класса (10–11 лет). Запоминание у этих детей опиралось в основном на повторение «про себя».

Аналогичные факты получены и К.П. Мальцевой, исследовавшей готовность школьников применять другой прием – смысловой разбивки связных текстов, позволяющий вычленить главное в содержании текста.

Основной способ запоминания младших школьников – многократное повторение материала, который они стараются заучить дословно. У них так же, как у дошкольников, плохой самоконтроль в процессе заучивания.

К концу младшей школы дети начинают постепенно осваивать управление своей памятью. Младшие школьники, чтобы облегчить запоминание, начинают применять различные приемы смысловой группировки.

Одиннадцатилетние дети уже вполне адекватно могут выделять характерные черты предметов и строить их полноценную классификацию. Но сознательно использовать их в качестве приемов запоминания они начинают позже. Например, пользоваться классификацией в качестве приема запоминания дети начинают только с 6-го класса, с 12–13 лет. С этого же возраста они начинают использовать приемы смысловой памяти по собственной инициативе.

В среднем школьном возрасте сдвиги в развитии памяти наиболее существенны. Именно подростковый возраст вносит качественные изменения в структуру памяти. «Средняя производительность» памяти увеличивается до 14 лет (для запоминания использовались буквы, бессмысленные слоги, отдельные конкретные слова и изображения предметов). В 15 лет начинается спад в развитии памяти: в этом возрасте она ниже, чем у 14-летних (и даже 11-летних); в 17 лет ниже, чем в 16; в 18 – чем у 17-летних.

Однако по другим исследованиям продуктивность механического запоминания в 14–15 лет оказывается выше, чем в 11–12.

Многие ученые сходятся в том, что после 12 лет значительно увеличивается продуктивность осмысленного запоминания. В этом возрасте существенно изменяется сам характер запоминания. Увеличивается разнообразие средств, способствующих запоминанию, повышается уровень овладения ими. Дети пытаются осознать структуру материала. В подростковом возрасте уже можно говорить о хорошей сформированности произвольного запоминания.

Школьники старших классов уже намеренно используют смысловые приемы, вполне сознательно облегчая себе запоминание. Они начинают активно применять наиболее сложные способы переработки информации. Возрастает продуктивность запоминания абстрактного материала. Память становится высоко произвольной и хорошо управляемой.

Наверное, вы обратили внимание, что речь шла о средних тенденциях, о некой общей картине возрастных особенностей развития памяти. Вместе с тем накопленный экспериментальный и жизненный материал свидетельствует о том, что у детей любого возраста существуют достаточно выраженные индивидуальные различия. Среди школьников среднего возраста могут встречаться ученики с таким высоким уровнем развития памяти, что она по своим особенностям приближается к памяти старшеклассников. И, напротив, порой мы наблюдаем случаи совершенно неразвитой смысловой памяти у учащихся старшего школьного возраста, мало использующих или почти не использующих приемы смысловой обработки материала, предпочитающих буквальное запоминание, характерное для школьников младших классов. Преобладание непосредственных (чувственных) форм запоминания нередко может сохраняться и у взрослых людей. У таких лиц, как правило, хорошо развит один из типов памяти: зрительный, слуховой, двигательный, вкусовой, осязательный и др., на который они стараются опираться при запоминании, а при воспроизведении – восстановить этот образ из памяти. Диапазон индивидуальных различий здесь очень велик.

Вот интересный пример развития памяти у одного испытуемого. Этот человек изумлял окружающих совершенно необъяснимой по своим возможностям зрительной памятью, которая, казалось, не имела границ: он мог сохранять в памяти огромные таблицы чисел, опираясь на их наглядное представление. В качестве противоположного типа приводится пример ученика из математического класса. Благодаря умению найти смысловую структуру материала, оптимально организовать его для запоминания, этот подросток добивался гораздо более высоких результатов, чем дети с лучшей природной памятью.

Подростки художественного склада, которым необходимо было выполнить задание – сложить целую букву из отдельных элементов, разбросанных хаотически на разных карточках, быстро схватывали образ фигуры. Легко обнаруживали ее на фоне других линий, тратили мало времени на выполнение задания. Школьники мыслительного типа, напротив, старательно и долго анализировали отдельные элементы, постепенно приближаясь к нужному рисунку. У них был явно аналитический стиль работы.

Отличия между людьми художественного и мыслительного склада заключаются в глубине разделения явлений внешнего и внутреннего мира. Ведущее место в этом процессе принадлежит слову. Обобщение на первосигнальном уровне основано на целостном отражении воспринятой действительности. С помощью же слов происходит дробление, расчленение целостного, чувственного отражения действительности. Поэтому обобщению на второсигнальном уровне всегда предшествует более глубокий анализ воспринимаемого материала.

Подросткам с яркими способностями к зрительному запечатлеванию свойственны более непосредственная связь с реальным миром, предпочтение конкретных образов. Воспроизведение по памяти у этих школьников отличается большим приближением к оригиналу, наполнено конкретными деталями, верным цветовым оформлением. Это чаще воспроизведение по представлению. Очевидно, что с помощью наглядных представлений они могут успешнее решать задачи, требующие пространственного мышления.

К «мыслителям» относятся школьники с хорошими способностями к переработке информации. Этим ученикам свойствен, в отличие от первых, более опосредованный характер освоения действительности. Любую информацию они склонны переводить в вербальную форму, а в мире слов чувствуют себя лучше, чем в реальном мире конкретных предметов, которые не способны отражать целостно. Такой опосредованный стиль восприятия у «мыслителей» распространяется на все познавательные процессы. При запоминании такие подростки прежде всего стараются выделить структурные элементы в материале, установить отношения между ними. И, лишь осмыслив его, пытаются запомнить. Поэтому они хорошо воспроизводят смысловые виды материала, и в этом они особенно отличаются от детей художественного склада. Выраженность способностей к переработке информации у представителей «мыслительного» типа опирается на сформированное словесно-логическое мышление, прекрасную способность к обобщению, высокое развитие в целом вербальной системы.

Характер ошибок при запоминании соответствует типу мышления: в тестах на определение способностей к запечатлению ошибок меньше у лиц с художественным складом; в тестах на способности к переработке – у «мыслителей».

Виды нарушения памяти

Причин нарушения памяти множество. Они возникают при различных неблагоприятных влияниях на ЦНС. Те или иные расстройства памяти были выявлены благодаря клиническим наблюдениям за больными с различными черепно-мозговыми травмами, перенесшими заболевания мозга, при хронических интоксикациях, сосудистых патологиях (гипертоническая болезнь, атеросклероз), хронических заболеваниях ЦНС, нарушениях в психической сфере.

Рacстройства памяти у больных с различными повреждениями мозга делятся на амнезию, агнозию, апраксию.

Амнезия – нарушение памяти на события.

Посттравматическая ретроградная амнезия – невозможность вспомнить события, предшествующие травме. При этом, как правило, страдает информация, уже закрепленная в долговременной памяти. Потеря памяти при этом нарушении может распространяться как на недавние события, так и на отдаленные. Иногда посттравматическая амнезия сопровождается потерей памяти и на последующий период выхода из бессознательного состояния. Это так называемая антероградная амнезия, для которой характерна потеря способности усвоения новой информации (при этом виде амнезии информация не может переходить из кратковременной памяти в долговременную). Обе эти амнезии со временем проходят.

Корсаковский синдром – больные теряют способность фиксировать текущие события, тогда как память на отдаленные события у них сохраняется. Характерные симптомы – потеря ориентации во времени и пространстве, неспособность запоминать хронологию событий.

Прогрессирующая амнезия – вызвана сосудистыми болезнями мозга. К ней относятся нарушения памяти при болезни Альцгеймера, а также старческие расстройства памяти, связанные с атеросклерозом. Потеря памяти сначала затрагивает недавние события, а потом, по мере развития заболевания, распространяется и на более отдаленные, приводя в особо тяжелых случаях к полной потере памяти на предшествующие события и к невозможности запоминания новой информации.

Агнозия – нарушения восприятия.

Агнозия приводит к избирательному нарушению какой-либо специфической памяти – зрительной, слуховой, тактильной. Например, при зрительной агнозии человек, видя предмет, не может его узнать. При слуховой не узнаются известные ранее мелодии и различные звуки. Тактильная агнозия нарушает способность с закрытыми глазами определить хорошо знакомые предметы.

Конфабуляция – ложные воспоминания. Часто ими замещается пробел, возникший в результате амнестических расстройств. Содержанием ложных воспоминаний могут быть разнообразные события или истории, как бы повышающие престиж повествующего о них. Это может относиться, например, к его мнимому знакомству с известными людьми, невероятным приключениям, часто любовного характера и т. д.

Апраксия – нарушения программирования движений.

Невозможность выполнить привычные движения, такие, как одевание, приготовление пищи, умывание и т. д., хотя способность к движению и мышечная сила сохраняются.

>

Основные принципы организации памяти

  1. Пауза. Она даст вам время оценить обстановку и подумать. Пауза снижает вероятность поспешных действий, таким образом заставляя нас сосредоточить внимание на нужном предмете. Кроме того, она помогает противостоять отвлекающим моментам и разного рода помехам и является необходимым условием для наблюдения. Прежде чем выйти из дома, сделайте паузу и оглядитесь по сторонам – тогда вы ничего не забудете взять с собой.
  2. Расслабление позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Это оздоровительное упражнение для мозга позволит вам снять напряжение. Вы запишете информацию более точно и извлечете ее из памяти без усилий. Если вы нервничаете или расстраиваетесь из-за того, что не можете вспомнить что-то важное, успокойтесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и дайте себе время подумать. Попытайтесь прибегнуть к наблюдению: осмотритесь по сторонам; определите для себя то, что необходимо сделать.
  3. Осознание – это ключ к избирательному вниманию и наблюдению. Без него нельзя гарантировать последующего извлечения информации. Первое и самое главное – сознательно вовлекайте как можно больше чувств в процесс записи информации. Постарайтесь воспринимать окружающую действительность, как это делают дети, и вы поймете, сколько нужных вещей не замечали раньше. В большинстве своем люди ненаблюдательны, однако в недостатке внимания они склонны обвинять свою память. Задерживая мысленный взор на наиболее значительных элементах информации и различных подсказках, вы не только будете лучше запоминать людей, места, маршруты и важные дела, но и сможете лучше оценивать свое окружение. Придерживайтесь золотого правила обработки информации: выбирайте, концентрируйте и анализируйте.
  4. Образные ассоциации – это существенный принцип, используемый всеми, кто не помнит местонахождения различных предметов: очков на столе, ключей рядом с телефоном, машины на стоянке. Прибегая к образной ассоциации, вы значительно увеличиваете количество информации, подлежащей извлечению из памяти. Представьте свой ум в виде фотокамеры, способной запечатлевать картины окружающей действительности, из которых вы можете выбирать разные образы в соответствии со своими интересами и потребностями.
  5. Личные комментарии способствуют эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации и помогают оставить яркий след в памяти. Делайте комментарии по поводу всех интересующих вас вещей, и вы будете запоминать значительно больше.
  6. Классифицируйте все, что хотите запомнить. Например, любой предмет можно классифицировать по нескольким параметрам: материал, цвет, размер, декоративность, цена. Если вы заносите подлежащую хранению информацию в определенную категорию, впоследствии вам будет легче извлечь нужный материал из памяти.
  7. Просмотр и использование материала обеспечивают быстрое вспоминание. Просматривая информацию, вы принимаете активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. Чем чаще вы будете пользоваться информацией, тем легче извлечь ее из памяти.

Усвоив эти принципы хорошей работы памяти, вы больше никогда не будете жаловаться на забывчивость.

Рис. Е. Медведева

Продолжение следует

 

Роман Айзман