Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №16/2006

Вне урока

Клуб малышей и нянек

Взаимодействие детей разного возраста в общем движении к здоровому образу жизни может быть реализовано в школьном клубном объединении – «Клубе «малышей» и «нянек»

Опыт Пущина

Это замечательное название родилось в г. Пущино Московской области – крупном европейском центре биологической науки, где в начале 1990-х годов была создана «Лаборатория оптимизации природопользования», главной задачей которой стала эколого-образовательная работа с детьми. Лаборатория накопила уникальный опыт, получивший высокую оценку многих международных педагогических и экологических организаций – швейцарского Банка педагогических инноваций, японского отделения Фонда защиты дикой природы и других.

Важнейшим направлением деятельности лаборатории явилась программа «Малыши» и «няньки» (авторы – К.Б. Асланиди, Т.В. Потапова и С.П. Кикнадзе).

Основа программы – развивающее психолого-педагогическое воздействие и совместное разновозрастное воспитание детей, участвующих в ней.

Традиции разновозрастного воспитания имеют глубокие корни и присущи многим культурам мира, особенно тем из них, где в семье традиционно воспитывается много детей и где старшие братья и сестры являются воспитателями младших, обучая их элементарным знаниям и навыкам, характерным для традиций данной культуры. Эти традиции существовали и в дореволюционной России, такой же успешный опыт работы разновозрастных отрядов (РВО) был и в советское время.

Насколько могут быть привлекательны совместное творчество и практическая работа для старших и младших, показал опыт I московской детской конференции «Мы выбираем здоровье». Ее участники – дети от 8 до 17 лет – не только с интересом слушали друг друга, но и увлеченно и продуктивно работали вместе. Фактически это была первая попытка использовать возможности разновозрастного взаимодействия детей в обучении здоровью.

Хорошо известно, что представления об отношениях с внешним миром у малышей основываются на наблюдении за поведением старших, подражании им.

Каждому периоду детства свойственны свой понятийный уровень и свой язык. Ребенку более понятен язык близкого по возрасту ребенка, чем взрослого. Мнения, слова и поступки ребят, которые старше всего на несколько лет, оказывают на детей гораздо большее влияние, чем если бы с ними работали взрослые.

Старшие дети являются для малышей не только проводниками знаний (учителями), но и образцом правильного поведения. В то же время общение с малышами через проживание одинаковых эмоций позволяет старшим по-новому осознать свое отношение ко многим проблемам. Из пассивных потребителей знаний они становятся их активными проводниками. Обретение уважения малышей, а также вживание во взрослую роль учителя – уважаемого и авторитетного человека – способствуют росту их самооценки, что очень важно для подросткового возраста.

Дети младшего возраста имеют небольшой собственный опыт в области здоровья и маленький багаж знаний о нем. Багаж старших побольше, но пробелов в нем немало. Пройти курс с малышами, поучиться или закрепить свои знания и навыки им очень полезно.

Как показывают исследования Московской медицинской академии, детям младшего возраста свойственно позитивное восприятие различных аспектов здоровья, естественное, не деформированное влиянием окружения, правильное понимание многих проблем, которое воспринимается как настоящая мудрость. Общение с малышами может помочь старшим повысить уровень оптимизма через совместное творчество, через поиск активных форм работы.

К началу обучения в школе у большей части детей уже сформированы здоровые и нездоровые поведенческие привычки, связанные с образом жизни. Поэтому воспитание и обучение в школе должно быть направлено не только на формирование полезных привычек, но и на коррекцию нездоровых поведенческих стереотипов. Именно эта задача представляет наибольшие трудности и пока не имеет эффективного решения. Этому также может помочь сотрудничество старших и младших. Вообще же педагогический потенциал совместного разновозрастного воспитания огромен.

Польза для тех и других

Итак, что может дать использование модели «малыши» – «няньки» тем и другим?

Для «малышей» это:

  • возможность получить новые знания о здоровье, приобрести навыки и опыт;
  • развитие любознательности, потребности в получении знаний о здоровье;
  • воспитание позитивного отношения к здоровью;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие навыков общения;
  • обретение новых друзей, понимающих и любящих детей, удовлетворение потребности в любви, заботе и внимании.

Для «нянек» это:

  • возможность приобщиться к позитивному взгляду на проблемы здоровья через проживание с «малышами» одинаковых эмоций;
  • возможность приобрести знания в данной области, расширить свой кругозор через обучение и воспитание «малышей»;
  • позитивное влияние на выбор собственного поведения, осмысление и пересмотр своего поведения и поступков, разрешение собственных проблем;
  • приобретение опыта общения с теми, кто младше;
  • новые друзья, новое, интересное и радостное общение;
  • осознание ответственности за тех, кого воспитываешь;
  • появление новых, «неразрушительных» интересов, увлечений;
  • развитие творческих способностей;
  • воспитание себя.

Общие цели сотрудничества детей – помочь формированию и утверждению позитивного отношения к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения, освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.

Модель — не калька

При всей привлекательности пущинской модели, к сожалению, просто пересадить ее в школу или центр детского творчества нельзя, потому что пущинские «няньки» прошли через хорошо организованную систему обучения работе с «малышами». В связи с этим формы сотрудничества детей и объем этой деятельности зависят от возможностей классного руководителя или другого педагога и от конкретного детского сообщества. При этом роль учителя должна быть гибкой, чтобы максимально способствовать развитию творчества детей, а не втискивать их в жесткие рамки обязанностей.

Начать стоит с выяснения интереса ребят к данной работе и готовности к ней, а также выявления потенциальных «нянек».

Дети должны с самого начала проникнуться серьезностью роли воспитателя, учителя, глубоко осознать, что участвуют в очень ответственном деле – формировании образа жизни «малышей» – и их работа будет помогать здоровью их подопечных.

Следующий этап – выбор «малышей» на основе обоюдной симпатии. В Пущине все «няньки» выразили желание работать в классах того самого учителя, у которого они учились сами. Трудно прогнозировать, сколько детей захотят попробовать себя в роли «нянек». Если желающих окажется много, то потребуется распределение обязанностей с учетом возможностей и интересов детей.

Очень ответственный этап – планирование предстоящей работы. После предварительного общения в группах на общем совете можно обсудить разные варианты работы с «малышами». При этом проявятся интересы «нянек» к тому или иному направлению и формам работы с «малышами»: кому-то ближе окажется экологическая тема, кто-то предпочтет такие формы, как чтение и сочинение сказок, другие захотят ставить пьески для «малышей» и с «малышами»...

Некоторые идеи можно почерпнуть из детской Программы действий в защиту здоровья, предложенной участниками московской конференции «Мы выбираем здоровье».

Это:

  • «Дежурство по здоровью». Детский контроль за выполнением самых простых гигиенических правил;
  • «Маленькая живая природа в каждом классе»;
  • «Пятиминутки здоровья» – беседы на различные темы о здоровом образе жизни;
  • «Веселые переменки» – занятия с «малышами» физическими упражнениями, играми и танцами.

Поскольку это идеи детей, вероятно, это то, что им наиболее близко и понятно, а значит, и может быть успешно реализовано.

Систематизированную и подходящую всем программу деятельности «нянек» предложить трудно, так как дети в каждом классе разные и степень их готовности к данной роли тоже неодинакова. Наверное, более правильно было бы составить план на короткое время (например, на месяц или четверть) и дальше двигаться в зависимости от результатов.

Нужно постараться, чтобы первый контакт «малышей» и «нянек» обязательно получился, чтобы первая совместная работа была успешной и возник стимул к продолжению общения у тех и других.

Можно попробовать начать с беседы. После знакомства друг с другом «няньки» могут попросить «малышей» ответить на следующие вопросы.

  • Кто из вас хочет быть здоровым?
  • Что такое здоровье?
  • От чего и от кого зависит здоровье людей?
  • Кто должен помогать здоровью – сам человек или другие люди? Какие и почему?
  • Как человек может помогать здоровью – своему и других людей?
  • Помогает ли здоровью дружба?

«Малыши» должны высказаться максимально полно, обосновывая свою точку зрения, доказывая, споря. «Няньки» же должны направлять дискуссию.

Следующее занятие можно посвятить рисованию.

Рисование – мощный способ преодоления коммуникативных барьеров. Кроме того, процесс рисования помогает детям расслабиться и сосредоточиться на своих мыслях.

Рисунок в соединении с диалогом может быть прекрасным методом исследования восприятия здоровья маленькими детьми. Через рисунки дети выражают мысли, которые им трудно выразить с помощью слов.

«Няньки» могут попросить малышей подумать о вещах и действиях, которые они могли бы сделать, чтобы сохранить себя здоровыми и нарисовать как можно больше этих вещей и действий, затем подписать картинки. Через 20 минут перевернуть лист и подумать обо всех вещах, которые бы они могли сделать, чтобы не быть здоровыми, нарисовать их и тоже подписать. После этого следует общее радостное обсуждение.

Методика «Рисуй и пиши» очень нравится «малышам». Это способ самопознания, который учит их анализировать собственный опыт, размышлять по поводу своих действий и мыслей.

Для «нянек» это метод научного исследования, которое поможет им ориентироваться при выборе направлений работы с их подопечными.

Эти два вводных занятия помогут заложить основу дальнейшего сотрудничества.

Следующий этап – подготовка занятий с «малышами», предусмотренных планом. Здесь «няньки» могут столкнуться с определенными проблемами и трудностями, и задача классного руководителя или другого учителя состоит в поддержке «нянек», советах, как лучше организовать то или иное дело, помощи в выборе литературы и, если это необходимо, в привлечении родителей, а также педагогов-предметников.

Работа с «малышами» будет побуждать «нянек» к чтению, поиску, изобретению новых форм. Пущинский опыт показывает, что «няньки» способны упорно трудиться, открывая новые творческие способности в самих себе.

Что касается форм работы с «малышами», то они должны определяться возможностями и интересами «нянек».

Поскольку взять на себя функции обучения «нянек» классный руководитель или другой педагог скорее всего не сможет, предпочтение лучше отдать простым формам – беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, уходу за растениями, играм, соревнованиям, сценкам.

Рассмотрим некоторые из них.

Беседы

«Хотя мы маленькие, мы рассматриваем эти проблемы (здоровья. – С.Б.), чтобы, когда мы вырастем, с этими проблемами уже не столкнуться». (Из высказываний участников детской конференции.)

Беседы – очень нужная форма совместной работы «малышей» и «нянек», потребность в которой у тех и других огромна. Круг вопросов может быть самым широким, и в первую очередь должен затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей – и старших, и младших, – это охрана природы и профилактика вредных привычек.

Другим приоритетом должны стать темы нравст¬венного, душевного здоровья, доброты, милосердия.

Еще одно направление – «азбука здоровья»: темы гигиены тела, зубов, одежды, рационального питания, режима дня, закаливания...

Приведем варианты тем и форм занятий с «малышами».

«Азбука здорового образа жизни».

  • Что такое здоровье?
  • Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
  • Береги здоровье смолоду. Обсуждение пословиц на эту тему.
  • Для чего нужен режим дня? Сочинение сказок и разыгрывание сценок на данную тему.
  • Отдых, полезный для здоровья. Обсуждение пословиц на тему «Работа – отдых», их заучивание. Разыгрывание сценок с вариантами разного отдыха, комментарии к ним.
  • Почему рано вставать полезно для здоровья? Чтение стихов об утре. Беседа о красоте природы в утренние часы.

Обсуждение пословиц об утре.

  • Зачем нужно умываться? Как это делать правильно? Чтение стихов, рисование.
  • Беседа о том, что полезно и что вредно для зубов. Опыты. Игры на эту тему.
  • Игра «Кто знает, как правильно чистить зубы?». Обучение детей правильному уходу за зубами.
  • «Все время жуют только коровы» – беседа о жевательной резинке, ее пользе и вреде. Сценки, изображающие людей, жующих резинку.
  • Как защититься от микробов? Беседа и работа с микроскопом.
  • Чтобы глаза не уставали. Разыгрывание сценок и обсуждение действий, полезных и вредных для глаз.
  • Про осанку, демонстрация разных поз, разыгрывание сценок. Комментарии. Как вести себя, чтобы осанка была правильной?
  • Еда: главные правила. Что такое режим питания и для чего он нужен? Обсуждение разных ситуаций и наиболее частых ошибок.
  • Подготовка к еде. Сервировка стола. Порядок еды. Темп еды. Игры, сказки, пословицы на эти темы.
  • Рисование продуктов, полезных для здоровья. Игра на эту тему.
  • Здоровье и движение. Что дает человеку спорт? Разучивание веселых упражнений. Веселые соревнования.
  • Драться или не драться? Если драться, то по правилам. Обсуждение пословиц на эту тему. Чтение и сочинение сказок.
  • Спешить – не спешить? Чтение сказок. Сочинение сказки о человеке, который всегда спешил.

В общении с «малышами» «няньки» могут использовать куклу – персонаж вроде Незнайки, которому дети разъясняют «Азбуку здорового образа жизни».

В качестве пособия к проведению занятий на темы «Азбуки» можно использовать «Букварь здоровья» (Л.В. Баль, В.В. Ветров, 2000).

Прогулки

Прогулки – прекрасная форма общения с детьми, которая позволяет в непринужденной форме обсуждать разные проблемы, закрепляя знания о здоровье и одновременно занимаясь эстетико-экологическим воспитанием. О том, как успешно могут справляться с этим «няньки», свидетельствует следующая запись в дневнике:

«Говорили об особенностях времен года, их красоте. Сосульки – красота и опасность. Как кататься с горки? Как себя вести, чтобы не навредить другим?»

«Рассматривали, в каком состоянии деревья, кустарники, муравейники, трава, цветы. Есть ли проплешины от костров, есть ли жизнь там, где их жгли? Мусор – может ли он сам переработаться? Цель – привлечь внимание детей к тому, что делает каждый человек, не думая о последствиях для природы, какой ущерб могут принести природе даже малозначительные действия (один человек бросил одну бутылку; а сто, тысячи, десятки тысяч людей, бросающие каждый по одной бутылке?).

Большой вред природе наносят небольшие и не очень заметные неприглядные дела каждого человека, но даже небольшие полезные дела могут сложиться в большую пользу природе. Какие это дела? Собирать бумажки, а не бросать их, например».

Совместное чтение

Чтение сказок должно стать одним из основных дел «нянек», имеющих хорошие навыки выразительного чтения.

Научные исследования показали, что фольклор помогает ребенку найти гармоничный выход из самого возбужденного состояния и в этом смысле гасит реакции стресса.

Огромна роль фольклора в нравственном воспитании. Почти все детские народные сказки основаны на нравоучении в ненавязчивой, непосредственной форме.

Занятия фольклором, в частности инсценирование сказок, помогают физическому здоровью ребенка, так как гармонично сочетают движение, пение, танцы с яркими положительными эмоциями.

«Няньки» могут подобрать сказки к соответствующей теме, могут сочинить их сами, а могут это сделать и вместе с «малышами». При этом совсем не обязательно стремиться к тому, чтобы сказки соответствовали какой-то теме здоровья, потому что каждая сказка самоценна.

Помимо сказок, огромную пользу принесет «малышам» и «нянькам» чтение рассказов, стихо¬творений, повестей, так как это способствует формированию потребности в чтении.

Игры и соревнования

Данную форму занятий пущинские «няньки» успешно применяли в работе с «малышами», причем сами изобретали множество ее вариантов.

Это могут быть соревнования-«угадайки» на лучшие знания о здоровье, упражнения, изображающие явления природы (движения животных и птиц, море, лес и т.д.). Можно поиграть в старинную игру «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». Играющие делятся на две команды: одна изображает немые сценки или действия, другая отгадывает, что они означают. Этот прием можно использовать для изображения неправильных действий, имеющих отношение к здоровью. Например, одна команда изображает, кто и как сидит за столом, когда учит уроки, как носит сумку или ранец, как не моет руки, как ест немытые фрукты, как сидит перед телевизором и т.д. Другая отгадывает, что показано, и комментирует, что неправильно и как нужно действовать правильно.

«Няньки» могут придумать игры или маленькие соревнования, стимулирующие двигательную активность детей, например, с использованием скакалки. Можно вспомнить и о забытой и столь любимой девочками игре в классики. Множество вариантов веселых и простых игр, разработанных замечательными отечественными педагогами С.А. Шмаковым и Г.И. Погадаевым, можно найти в пособии для классных руководителей «Формирование здорового образа жизни российских подростков» под редакцией Л.В. Баль, С.В. Барканова (М., 2002).

Рисование, лепка, раскрашивание – эти формы могут найти место практически во всех темах здорового образа жизни.

Только за один месяц пущинского эксперимента в творческой копилке «нянек» собралась целая коллекция форм и методов, созданных детьми. Так, помимо традиционных методов (чтение вслух, рассказывание сказок, лепка и рисование, эколого-развивающие игры и др.), «няньки» придумали интересные приемы использования живых существ.

Позитивные установки

Нами разработана новая методика, получившая название «обучающего исследования», которая также с успехом может быть использована в работе с «малышами». Ее основой являются вы¬сказывания детей 7–8 лет на различные темы здоровья, представляющие собой незаконченные предложения, которые дети должны дописать. Эту методику можно использовать и для игры. «Нянька» может прочесть начало фразы, а «малыши» – по очереди закончить ее, но так, чтобы ответы не повторялись. Другой вариант: все дети хором повторяют вслед за «нянькой» текст начала фразы. Это важно потому, что некоторые фразы содержат позитивные установки и дети как бы утверждают их все вместе как общую позицию. Например: «Я никогда не буду курить, потому что ...».

Данную методику «няньки» могут использовать для игр с детьми на самые разные темы здоровья, а также для закрепления знаний о здоровом образе жизни.

Примеры:

«Правильный режим дня – это ...».
«Здоровье нужно для того, чтобы ...».
«Чтобы быть здоровым, нельзя ...».
«Когда я гуляю, мой организм ...» и т.д.

Применяя данную методику повторно, «няньки» могут контролировать, как «малыши» усвоили те или иные знания. Другими направлениями в работе с малышами могут быть темы образа жизни и нравственного здоровья, особенно актуальные для молодежи в настоящее время (доброта и милосердие, музыка и здоровье, неприятие вредных привычек).

Доброта, милосердие и здоровье

  • Попросить детей ответить на вопросы: что такое доброта? Что вы чувствуете, когда кто-то сделал вам добро? Что вы чувствуете, когда совершаете добрые поступки по отношению к папе и маме, бабушке и дедушке, друзьям, животным, растениям? Как вы думаете, что чувствуют те, кому вы сделали добро? Как связаны между собой здоровье и доброта? Может ли доброта помогать здоровью и каким образом?
  • Чтение, обсуждение пословиц о добре и их заучивание. Рисование добра.
  • Рассказывание, чтение и обсуждение сказок. Почему в сказках побеждает добро? Какие добрые слова встречаются в сказках? Почему в них так много уменьшительных, ласковых слов? Какие это слова? Какие добрые, ласковые, нежные слова говорим мы близким? Что при этом чувствует тот, кто их говорит, и те, кому их говорят? Чему это помогает?
  • Беседа о милосердии к тем, кто более слаб, – пожилым, больным людям. Обсуждение поведения в транспорте. Разговор об отношении к своим и чужим бабушкам и дедушкам.
  • Беседа о любви и здоровье. Может ли любовь помогать здоровью и каким образом?
  • Игра в «теплые» слова.
  • Загадки о добре.
  • Игра «Посылаем добрые мысли всем, кого любим».
  • Выращивание «дерева добрых дел» (из опыта школы № 1748 г. Москвы). Укрепив большую ветку (можно воткнуть ее в горшок с землей) и вырезав из бумаги «листья» (листочки могут быть разной формы), раздать их детям и предложить писать на них о каждом добром деле (например, помог бабушке накрыть на стол, пожалел маму, уступил место в автобусе пожилому человеку, отдал братику свой гостинец, поделился чем-то и т.д.) и прикреплять их к веткам. Через неделю посмотреть, много ли появилось листочков. И так продолжать дальше, наблюдая, как будет деревоы «расти».

Природа и здоровье

  • Выяснить состояние живых уголков в начальных классах, провести их «инвентаризацию» (сколько и каких растений, их состояние), восстановить порядок.
  • Приготовление листов-раскрасок для малышей, рассказы во время раскрашивания (например, о жизни домашних животных и растений и их месте в жизнедеятельности человека).
  • Чтение вслух сказок о животных и растениях с комментариями, вопросами и ответами.
  • Рассказывание сказок, сочинение сказок вместе с детьми.
  • Кукольный театр и обсуждение поучительных сюжетов.
  • Узнать, какие виды растений и животных в данной местности находятся под угрозой уничтожения. Беседы об их особенностях. Обсудить, почему им угрожает вымирание.
  • Праздники: Всемирный день охраны окружающей среды (5 июня), День земли (22 апреля), День воды (22 марта). Обсудить с детьми, почему так важно отмечать эти дни. Готовясь к празднику, предложить детям сделать рисунки, подготовить выставку.
  • «Усыновить» дерево или маленький участок земли возле школы. Наблюдать за ним в течение года, отмечая происходящие перемены. Завести дневник, делать на его страницах рисунки, наклеивать картинки.
  • Учить детей ценить всякое живое существо, показав, как оно красиво. Определить его место в пищевой цепочке, его экологическую нишу. Нарисовать пищевые цепочки.
  • Рассказать о свойствах овощей, об их значении для здоровья человека. Рассказать о том, как их выращивать. Вырастить овощи.
  • Рассказать о свойствах комнатных растений. Обучение «малышей» уходу за комнатными растениями.

    Музыка и пение

    Этому направлению можно посвятить несколько занятий, интересных и для «нянек», и для «малышей».

    Начать можно с беседы о звуках.

    Затем рассказать о воздействии на человека классической и народной музыки – она благотворно действует на мозг, синхронизируя его биопотенциалы, развивает сознание, образное мышление, эмоции, позитивно влияет на настроение. Чрезвычайно полезно для здоровья пение: помимо развития слуха, чувства ритма, пение спо¬собствует выработке правильного дыхания.

    К сожалению, умение слушать классическую музыку детям не прививается, и культура воспитания такого умения практически утрачена. Многие люди, в том числе дети, о существовании другой музыки, кроме эстрадной, даже не знают. Тем более важно попытаться приобщить детей к классике, и «няньки» могут внести в это свою лепту.

    Форм занятий, доступных для «нянек», на тему музыки может быть множество, например, прослушивание классического произведения и обсуждение того, что чувствуют «малыши», что им напоминает музыка (для первого опыта можно использовать запись «Детского альбома» П.И. Чайковского). Чем больше будет мнений, тем интереснее. А мнений будет очень много.

    После того как дети выскажутся, «нянька» сообщает им название произведения, рассказывает о том, что хотел выразить в музыке композитор, и о том, что музыка – это волшебное искусство и каждый человек слышит в ней свое.

    После этого можно дать послушать еще несколько фрагментов, например, из балетной музыки П.И. Чайковского.

    Закончить занятие можно общим пением песенки, которую знают и любят все. Конечно, необходимое условие для этого – хороший музыкальный слух у «няньки». Можно воспользоваться фоно¬граммой, но самый лучший вариант – пение без сопровождения. Постепенно может сложиться традиция: каждую встречу «малышей» и «нянек», каждое занятие заканчивать пением или слушанием музыки.

    В подготовке музыкальных занятий требуется помощь взрослых – это могут быть родители и прародители, многие из которых хорошо поют, а также учитель пения.

    Другим вариантом музыкального занятия может быть прослушивание классической музыки, изображающей картины природы (например, «Утро» и «Ручеек» Э.Грига; «Времена года» П.И. Чайковского; «Осень» из «Времен года» А.Вивальди). При этом детям можно рассказать, о чем эта музыка, и попросить описать, какие детали, чьи голоса, образы они слышат.

    Курить — не курить?

    Исследования показывают, что до подросткового возраста подавляющее большинство детей не приемлют курения, считая это опасной, разрушительной для здоровья, неприятной и некрасивой привычкой. Проведенные нами недавно исследования «живых», «не подсказанных» знаний о здоровье детей 7–8 лет позволили установить, что уже в этом возрасте дети рассматривают курение как главную угрозу здоровью людей. Однако по мере взросления под влиянием разных факторов начинается приобщение к курению.

    Взаимодействие «малышей» и «нянек» способно оказать существенную поддержку и тем, и другим, результат которой может оказаться лучше многих других способов профилактики курения. «Няньки» могут помочь воспитанию, культивированию у «малышей» неприятия курения, а «нянькам» эта работа поможет удержаться от опасного шага.

    «Няньки» вполне справятся с задачей позитивного рассмотрения проблемы: почему лучше не курить никогда и что лучше делать вместо курения? Опыт детской конференции «Мы выбираем здоровье» свидетельствует, что дети 7–10 лет способны предложить множество вариантов ответов на эти вопросы.

    Вместе с «малышами» «няньки» могут разыграть сказку С.Михалкова «Как медведь трубку курил» – короткую пьеску с поучительным сюжетом, не требующую особых режиссерских навыков. Эту пьеску можно показать и родителям, объяснив «малышам», что тем самым они помогут воспитанию пап и мам – и это заставит последних задуматься о вреде курения.

    В работе клуба следует предусмотреть регулярные встречи «нянек», на которых они могли бы обменяться опытом, обсудить возникающие проблемы и способы их решения.

     

Сергей Барканов