Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2006

Взгляд физиолога

Текущее состояние: объективно и субъективно

Рационально построенные занятия и правильно организованный режим дня обеспечивают высокую работоспособность и хорошее самочувствие. Но учителю следует учитывать общее психофизиологическое состояние детей и подростков. Любое ухудшение такого состояния может сигнализировать о неадекватности тренировочных нагрузок или режима дня. Напротив, улучшение состояния будет говорить о пользе физических тренировок

Для исследования уровня адаптационных возможностей здоровых и часто болеющих детей используют разнообразные пробы с дозированной физической нагрузкой. Они позволяют не только характеризовать состояние сердечно-сосудистой системы, но и производить диагностику ранних или скрытых форм недостаточности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, т.е. выявлять скрытую неполноценность сердечно-сосудистой системы, обнаруживаемую лишь в момент предъявления к ней повышенных требований.

Многие из предложенных вам тестов не имеют возрастных нормативов. Их анализ следует производить при сопоставлении с результатами предыдущих измерений, так как внутривозрастное разнообразие полученных результатов может существенно перекрывать имеющиеся тенденции возрастных сдвигов.

Оценка функционального состояния системы дыхания

Частота дыхания существенно зависит от возраста, состояния здоровья, уровня физической тренированности, величины выполняемой физической нагрузки. Взрослый человек делает в минуту 12–18 дыханий, дети младшего школьного возраста – от 18 до 25. У регулярно тренирующихся людей частота дыхания снижается (а сила дыхательных мышц увеличивается), составляя у спортсменов 7–15 в минуту. При выполнении физической нагрузки частота дыхания возрастает в зависимости от мощности и может достигать 60 в минуту. Для подсчета частоты дыхания нужно положить ладонь так, чтобы она захватывала нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота, дышать равномерно. Время измеряется по секундомеру. Проконтролировать деятельность системы дыхания и оценить ее функциональное состояние можно с помощью несложных проб с задержкой дыхания.

Проба Штанге. Сидя, сделать глубокий вдох – выдох, затем после обычного вдоха задержать дыхание (на вдохе), зажав нос пальцами. Длительность задержки дыхания зависит от возраста и колеблется у здоровых детей с 6 до 18 лет в пределах 16–55 сек. При утомлении, ухудшении состояния здоровья, перетренированности время задержки дыхания уменьшается.

Проба Генчи. В положении сидя нужно сделать глубокий вдох–выдох, затем сделать обычный вдох и задержать дыхание на выдохе, зажав нос пальцами. У здоровых школьников время задержки равняется 12–13 сек. Затем предлагается дозированная нагрузка – ходьба (44 м в течение 30 сек.) и вновь – задержка на выдохе. У здоровых детей время задержки дыхания уменьшается не более чем на 50%.

Чем дольше испытуемый способен задержать дыхание, особенно на выдохе, тем выше могут быть оценены функциональные резервы организма. С возрастом время задержки дыхания в обеих пробах значительно увеличивается, достигая к 16–17 годам 40–50 сек. на вдохе и 20–25 сек. на выдохе. Иногда эти пробы усложняют, повторяя тест дважды – до и после дозированной физической нагрузки (ходьба в заданном темпе, приседания и т.п.). После нагрузки время задержки дыхания сокращается в норме обычно не более чем на 50%.

Частота сердечных сокращений

Этот показатель дает важную информацию о деятельности сердечно-сосудистой системы. В норме у взрослого нетренированного человека частота сердечных сокращений (сокращенно – ЧСС) колеблется в пределах 60–89 ударов в минуту. В положении лежа пульс примерно на 10 ударов меньше, чем стоя. У женщин пульс на 7–10 ударов больше по сравнению с мужчинами (потому что у них меньше объем сердца). У детей пульс значительно выше, чем у взрослых, достигая у новорожденных 140 уд./мин., у детей до года – около 120 уд./мин., в 2 года – 110, в пять лет – 100. У первоклассников ЧСС в покое составляет в среднем 88 уд./мин., в 10 лет – 79 уд./мин., в 16 лет – 72 уд./мин. При этом индивидуальный разброс нормальных значений может достигать +10 уд./мин., а иногда и больше. При физической нагрузке в зависимости от ее интенсивности ЧСС увеличивается, у детей и подростков может превышать 200 уд./мин. Резко сниженная или, наоборот, повышенная ЧСС может указывать на патологические изменения в сердце или нарушение его нейрогуморальной регуляции.

Подсчитать пульс можно на сонной, височной и других артериях, доступных для прощупывания пальцами. Часто это делают на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего второй, третий и четвертый пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава. Нащупав артерию, нужно прижать ее к кости. После интенсивной физической нагрузки, когда пульс поднимается до 170 уд./мин. и выше, надежнее подсчитывать пульс на сонной артерии или положив руку на область верхушки сердца.

При контроле ЧСС обычно подсчитывают пульс за 10 сек. и умножают результат на 6. Ошибка при таком подсчете составляет до 6 ударов в минуту. Учащение пульса на следующий день после физкультурных занятий, особенно если оно сопровождается плохим самочувствием, нарушением сна, отсутствием желания заниматься и т.п., свидетельствует об утомлении.

О соответствии физических нагрузок функциональному состоянию занимающихся можно судить по величине ЧСС перед началом очередного тренировочного занятия. Это помогает выявить остаточное утомление от предыдущего занятия и готовность организма к очередной тренировке. Чтобы проверить восстанавливаемость пульса, до начала занятия надо отдохнуть сидя 3–5 минут и подсчитать пульс за одну минуту. Если перед каждым занятием определяется приблизительно одинаковая ЧСС, это говорит о ее восстановлении.

Артериальное давление

Это важный показатель функционирования сердечно-сосудистой системы, который контролируют в покое с помощью сфигмоманометра. В последние годы появилось много автоматических приборов с индикацией давления (часто вместе с ЧСС) на дисплее.

Следует иметь в виду, что величины АД, как и ЧСС, у детей довольно изменчивы. С возрастом артериальное давление увеличивается: к 7 годам в среднем оно равно 85/60 мм рт. ст., в 10 лет – 87/68 мм рт. ст., в 17 лет – 113/72 мм рт. ст.. Здесь разброс нормальных значений для систолического давления может составлять около 12–15 мм рт. ст., для диастолического – 8–12 мм рт. ст. В течение суток АД изменяется в зависи¬мости от разных факторов – биологических ритмов, приема пищи, эмоциональных воздействий, физической нагрузки. Самое высокое систолическое («верхнее») давление регистрируется в положении лежа, а наиболее высокое диастоличе¬ское («нижнее») – в положении стоя. Особенно увеличивается давление при физических нагрузках.

Зависит величина артериального давления в основном от веса и роста. Кроме того, на нее влияют возраст, наличие менструаций, частота сердечных сокращений, характер питания, занятия физическими упражнениями. С возрастом систолическое и диастолическое давление нарастает. Более высокий прирост АД наблюдается в возрасте от 11 до 14 лет, что связывают с гормональной перестройкой, причем по мере полового созревания АД у мальчиков становится выше, чем у девочек.

Повышение АД у подростков обычно связано с нейроэндокринными перестройками, которые могут сопровождаться нарушением соотношений в центральной нервной системе процессов возбуждения и торможения в сторону преобладания первых. Провоцирующим моментом при этом могут стать физические и нервно-эмоциональные перегрузки, интоксикация из очагов хронической инфекции, нарушение режима и другие причины.

Понижение АД у школьников бывает при регулярных тренировках и в этом случае (при хорошем самочувствии) является нормальным физиологическим процессом. Но в ряде случаев понижение давления может быть следствием переутомления, перенесенных инфекционных заболеваний, наличия очагов хронической инфекции, нарушения режима и т.п. Тогда понижение давления сопровождается слабостью, повышенной утомляемостью, головными болями, головокружением и расценивается как отклонение от нормы.

Определение состояния организма при помощи субъективных показателей
(табл. 1)

Довольно распространенный способ самооценки, несмотря на его субъективность, бывает очень информативен, когда такие оценки проводятся регулярно. Каждый показатель, который оценивается по этой таблице, рекомендуется заносить в дневник и анализировать сдвиги в течение недели, месяца, года. Удобнее всего запастись копиями этой таблицы и прямо на ней отмечать дату самооценки и соответствующие состоянию характеристики. Потом можно подсчитать сумму баллов. Если сумма баллов 26 и выше – состояние очень хорошее; от 22 до 25 – хорошее; от 18 до 21 – удовлетворительное; от 14 до 17 – плохое.

Исследование внимания
(cм. рисунок 1)

Широко применяемый в гигиенических исследованиях буквенный тест, использующий «таблицы Анфимова», благодаря простоте пригоден для детей начиная с 7 лет. Задача испытуемого – просмотреть все строчки таблицы (или сколько успеет за определенное время) и подчеркнуть какую-либо заданную комбинацию из двух букв, например, «ОК». Условия теста могут быть усложнены: например, подчеркивание не производить после буквы «С», или как-либо иначе, здесь можно придумать любые варианты, но только они всегда должны быть стандартными для нескольких последовательных тестирований. Если задано время (обычно дают 2–3 минуты), то при оценке измеряется объем работы (количество просмотренных строк) и количество ошибок. Невнимательный человек может выполнить большой объем работы, но с низким качеством (много ошибок). Увеличение объема при увеличении числа ошибок не означает увеличения внимания: объем и качество работы не должны противоречить друг другу.

Рис. 1. Таблица для проведения буквенного теста оценки внимания
(таблица Анфимова)

Тайпинг-тест
(от англ. type – «печатать на машинке»)

Этот тест применяется для оценки максимальной частоты движений кисти. Он пригоден для характеристики состояния двигательной сферы, а также демонстрирует силу нервной системы. Для этого требуются бумага, мягкий карандаш и секундомер. Лист бумаги размером 20х20 см делят на 4 равных квадрата. Задача заключается в том, чтобы за 40 секунд поставить карандашом максимальное количество точек. По команде ребенок начинает стучать карандашом, ставя в одном из квадратов точки с максимальной скоростью. Через 10 секунд по команде испытуемый переходит на второй участок листа, затем – на 3-й и, наконец, на 4-й. На каждом участке время работы – 10 секунд. Для оценки результатов подсчитывают общее количество точек в каждом квадрате, соединяя их между собой, чтобы избежать ошибок (см. рис. 2). У тренированных спортсменов максимальная частота движений кисти составляет около 70 за 10 секунд. У детей – значительно меньше. Важно не только само по себе количество точек, но и динамика в течение 40 секунд. Если частота движений в первые 10 секунд была значительно выше, чем в последние, это свидетельствует о невысокой скоростной устойчивости нервной системы. Если количество точек увеличивается от 1 квадрата к 2 или 3, это говорит о медленности врабатывания и о снижении лабильности (подвижности) нервных процессов. Тренировка должна положительно сказываться на скорости и устойчивости движений кисти.

Рис. 2. Тайпинг-тест. Расчет результатов

Статическая устойчивость

Для оценки статической устойчивости применяется тест из 4 так называемых «поз Ромберга», при этом регистрируется время (секунды) удержания каждой позы. Во всех случаях руки должны быть подняты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты (рис. 3). Тест выполняется без обуви. В первом положении ступни сдвинуты вместе, во втором – ступни находятся одна за другой на одной линии, большой палец задней ноги касается пятки передней. В третьем положении испытуемый стоит на одной ноге, пятка второй прижата к колену опорной ноги. В четвертой позе демонстрируется «ласточка» (для детей после 8 лет). Спортсмены способны выдержать позу «ласточка» в течение 15 и более секунд. Для детей и подростков лучше применять вторую позу, а примерные результаты ее удержания приведены в таблице 2. Утомление, перенапряжение, заболевание укорачивают время сохранения позы Ромберга.

Рис. 3. Позы Ромберга

Таблица 2

Среднее время сохранения устойчивости во 2-й позе Ромберга у детей и подростков, не занимающихся спортом

Завтра – это сегодня, о котором ты подумал вчера

Такое знакомство с некоторыми способами контроля уровня физической подготовленности и состояния ребенка позволяет с большой обоснованностью судить о том, в каких видах спорта его ждет успех в будущем. Родители, пользуясь приведенными рекомендациями специалистов, могут сами в определенной степени отслеживать ход тренировочного процесса. Однако необходимо предостеречь родителей и педагогов от излишней поспешности и категоричности суждений. Ни один руководитель, если он не обладает специальными знаниями, не может управлять специальной подготовкой юного спортсмена. Задача педагогов и семьи – прежде всего привитие навыков физической культуры, общая физическая подготовка. Только специалист-тренер может надежно оценить способности, успехи или неудачи по ходу тренировочных занятий. А вопрос о том, следует ли ребенку заниматься в спортивной секции или детской и юношеской спортивной школе, нельзя решать без совета с врачом.

Если же родители убеждены, что ребенку следует всерьез заняться спортом и никаких медицинских противопоказаний к этому нет, то учтите, что начало занятий в ДЮСШ зависит от вида спорта. Если будет пропущен оптимальный возраст для начала занятий, то нагнать сверстников юному физкультурнику будет очень трудно: для каждого вида спорта есть определенный возрастной период, когда навыки и необходимые физические качества усваиваются наилучшим образом. Но и слишком раннее начало занятий нежелательно: ведь спортивные нагрузки, если детский организм еще не готов к их выполнению, могут существенно затормозить процессы естественного развития и нанести вред здоровью. К сожалению, в последние годы коммерциализация спортивно-оздоровительных услуг привела к тому, что многие тренеры не владеют азами знаний по возрастной анатомии и физиологии и своими действиями способны причинить вред здоровью занимающихся детей. Родителям нужно очень осторожно подходить к выбору секции, тренера, инструктора, от которого во многом зависит будущее их ребенка.

В случаях каких-либо сомнений и затруднений не следует откладывать разговор с тренером и врачом. Физическая культура должна приносить пользу, но может приносить и вред здоровью, если не соблюдаются гигиенические нормы, если есть отклонения в темпах развития, если уровень нагрузок в процессе тренировок превышает уровень функциональных возможностей ребенка. Особенно внимательно нужно относиться к этому, когда ребенку еще нет 10 лет, а также в подростковом возрасте, в период полового созревания – после 11 лет у девочек и 12 лет у мальчиков. Обычно к 14–15 годам физическое развитие детей выравнивается, и в этом возрасте во многих видах спорта реализуются заложенные природой и упорным трудом физические потенции. Наивысшего расцвета физические возможности человека достигают, как правило, после 18–20 лет.


(И.Л. Дударев, И.И. Путивльский. Тренируйся сам. – Киев. Здоров’я, 1986)

 

Валентина Зайцева