Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2006

Образ жизни

Культура здоровья рождается в семье

Искусство воспитания имеет ту особенность,
что почти всем оно кажется
делом знакомым и понятным и иным даже делом легким, –
и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек
с ним знаком, теоретически или практически.
Почти все признают, что воспитание требует терпения,
но весьма не многие пришли к убеждению, что,
кроме терпения, врожденной способности и навыка
необходимы еще и специальные знания.

К.Д. Ушинский

Название этой статьи, имеет отнюдь не риторический смысл. И его смысл выходит за рамки сугубо личной проблемы: «сохранять или не сохранять здоровье?», «вести или не вести здоровый образ жизни?».

Предметом острой общественной тревоги стало резкое ухудшение не только физического, но и психического здоровья детей. К сожалению, свой вклад в эту печальную статистику вносит и семья. Культуру здоровья можно отнести к области общечеловеческой культуры, в которой формирование ценностей и приоритетов начинается с рождения ребенка и продолжается на всех этапах его развития и обучения. Следовательно, одним из стратегических приоритетов выживания нации, формирования здорового человека и обеспечения его безопасности должна стать «программа» семейного воспитания. Именно семья организует жизнедеятельность человека, определяя материальное положение, образовательный уровень, социально-профессиональный статус и, что особенно важно, духовное развитие. В отличие от факторов, отражающих влияние семьи на здоровье (например, генетических), очень трудно поддающихся какому-либо целенаправленному воздействию или вовсе не подвластных ему, многие характеристики образа жизни (здорового или нездорового) семей можно отнести к числу управляемых факторов.

Семья – это сложившаяся за многие века форма объединения людей мужского и женского пола в интересах создания оптимальных условий для повседневной жизни, сохранения здоровья (известно, что заболеваемость людей в семье ниже, а продолжительность жизни выше, чем несемейных), рождения и воспитания детей, передачи им жизненного опыта. Семья представляет большую ценность, и в интересах общества необходимо всячески ее укреплять и повышать педагогическую культуру родителей.

К сожалению, многие родители не готовы обсуждать с детьми так называемые «трудные темы», они не стремятся построить свою воспитательную тактику на основе современных физиологических, психологических и социокультурных представлений о развитии ребенка, не умеют найти приемлемую, отвечающую общему духу семьи форму беседы с сыном или дочерью. Таким образом, необходимые условия того, чтобы сложные, деликатные вопросы воспитания будущего семьянина нашли в семье правильное решение, не соблюдаются.

Опытно-экспериментальная работа убеждает: только просвещение родителей – пусть даже хорошо организованное! – еще не дает желаемого результата. Знания нужно уметь применять, в том числе и знания по культуре здоровья. Среди родителей, считающих, что у них есть достаточный минимум педагогических знаний, далеко не все извлекают из них практическую пользу: 9% пытаются, но не умеют применять знания на практике, 26% не всегда применяют, а 65% не применяют вообще! «Беда искусства воспитания в том, – отмечал А.С. Макаренко, – что научить воспитывать можно только в практике, на примере».

Успешность выполнения семьей ведущей функции по воспитанию детей, их всестороннему развитию и подготовке к жизни в современном обществе в значительной мере зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, которые в совокупности и составляют педагогические возможности семьи: тесные и систематические контакты между родителями и детьми в осуществлении поставленных целей; отношения, построенные на взаимном доверии и доброжелательности; опора в совместной деятельности на то положительное, что имеется в ребенке, и умение показать пути его развития; вера родителей в успех сотворчества с ребенком и постоянная работа, направленная на повышение культуры здоровья (физической, психической, нравственной) в семье.

Как педагоги, так и родители должны понимать, что «нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств» (Я.Корчак).

Педагогам и родителям в вопросах воспитания и формирования культуры здоровья необходимо «якорение». Осознанно или неосознанно мы все делаем это. Мы воздействуем на своих детей, но мы должны осознавать силу нашего воздействия и брать на себя ответственность за ее использование. Линда Ллойд в книге «Школьная магия» пишет, что, «применяемое с любовью и уважением к человеку, «якорение» может стать мощным средством развития и воспитания». Ваша похвала, ваша улыбка и прикосновение, образ, слово, тон голоса, ваши привычки, ваше поведение – это все якоря. Любой стимул, вызывающий стойкую реакцию, является якорем. Вспомните запах маминого пирога или печенья… Этот запах – якорь, возвращающий вас к детским воспоминаниям. А колыбельные песни, которые поют мама или бабушка?! Но якоря могут нести и негативную нагрузку: пьянство отца и побои матери, постоянные скандалы родителей и их беспорядочные половые связи… Мы можем создавать новые якоря, которые будут либо созидать, либо разрушать семью, личность и здоровье.

Какой человек нужен для будущего? Потребитель или Человек с большой буквы, творец новых отношений сотрудничества? Невежественный уровень в познании законов развития, утрата цели жизни приводят человека к алкоголизму и наркомании как уходу от ответственности в реализации себя, к нравственной и физической смерти.

Сегодня всей мировой общественностью поднимается вопрос о «сознательном родительстве». В рамках Российской национальной академии управления, межсистемного прогнозирования и кардинальной психологии создана «Школа сознательного родительства», в г. Новосибирске работает центр «Озарение». Целью этих организаций является подготовка сознания родителей к родам как к процессу творчества, объединение усилий специалистов разных областей (психологов, акушеров, медиков, культурологов и др.), синтез передовых практических и научных методов воспитания.

Перинатология – новая ветвь медицины – и связанная с ней перинатальная психология рассматривают и изучают рождение ребенка как процесс, начинающийся с зачатия и охватывающий весь период внутриутробного развития, сами роды и первые месяцы жизни после рождения. Понимание человеком того, что в рождении ребенка участвуют трое, включая самого ребенка, не позволит матери прибегать к хирургическому или химиотерапевтическому воздействию на плод, а отцу ребенка – настаивать на аборте. Осознание своей ответственности перед жизнью поможет родителям, попавшим в сложное положение, найти достойный выход, не лишая жизни нового человека. Когда родители эмоционально и духовно богаты, такой же будет и природа ребенка. Хочется верить, что у нас скоро все дети будут осознанно рожденные, красивые, здоровые и счастливые.

Разговор только начинается. Но уже ясно, что одной из причин роста заболеваний людей является утрата навыков здорового образа жизни. Необходимо сформировать у родителей осознанную мотивацию на сохранение собственного здоровья и здоровья других, изменить ценностные установки. Постараться добиться того, чтобы основные составляющие ЗОЖ (осознанное родительство, рациональное питание, двигательная активность, отсутствие вредных привычек, нравственный и духовный рост) стали действительно образом жизни человека.

«Береги чистоту внутреннюю – чистые мысли, чистые желания, чистые поступки, чистые слова, чистая пища. Будь скромным. И соблюдай законы Природы», – сказал выдающийся болгарский ученый Петр Димков. Хорошо помня о рекомендациях по питанию и физической активности, необходимо придавать большее значение нашим помыслам. Сегодня все специалисты, занимающиеся вопросами культуры здоровья, ЗОЖ и первичной профилактикой, единодушны в одном: здоровье грядущих поколений будет достигнуто профилактикой духовных недугов и искажений в развитии общества.

 

Надежда Абаскалова