Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2006

Технология

Ботаническая прогулка

Где бы вы ни работали летом с детьми: в городском или загородном лагере, в разно- возрастном внешкольном объединении – лучшим занятием для ваших подопечных будет прогулка. Как ее подготовить? Как провести?

Во время ботанической прогулки следует не только сообщить детям элементарные сведения о природе, но и предоставить им возможность на практике проверить некоторые теоретические знания, приобретенные в школе. Чтобы выполнить задачи прогулки, руководитель группы сам должен неплохо знать природу и законы ее развития или предварительно восполнить пробел в образовании, изучив вопросы ботаники самостоятельно либо с помощью специалиста.

Готовясь к прогулке, надо обговорить, что следует взять с собой (карандаши или ручки, блокноты, цветной атлас растений, инвентарь для игр), вспомнить правила поведения в лесу (не срывать охраняемые и редкие растения, не собирать для гербария ничего лишнего, не сбивать грибы, не шуметь, при передвижении по лесу обращать внимание на деревья, кусты, цветы, грибы, травы и т.д.). В этот же период можно изучить карту, на которую нанесены все природные заповедники края. Руководитель при этом должен объяснить, что с помощью заповедников государство охраняет редкие растения от исчезновения, и рассказать участникам прогулки, что рядом с лагерем находится один из таких заповедников.

Во время прогулки вблизи от лагеря можно обнаружить шляпку мухомора или какого-либо другого гриба. Чтобы проследить, сколько ему нужно времени, чтобы вырасти, следует огородить это место и воткнуть в землю рядом с грибом линейку (на ней вы будете делать контрольные отметки). После проделанной работы можно отдохнуть и поиграть в знатоков растений. Игра будет заключаться в том, что каждый из участников прогулки на листе бумаги в течение 5 минут должен будет написать названия цветов, которые он знает (или наблюдает на данном месте). Трое написавших больше всех названий получают по два очка. Можно заполнить блокнот заметками о лекарственных растениях и их значении. Потом снова поиграть, и поощрительные очки получат еще три члена отряда, которые быстрее всех определят названия цветов по картинкам. Здесь можно поговорить о том, что цветки растений открываются и закрываются в определенном ритме, поэтому, если не идет дождь, по часам можно определить время (при этом следует вести записи, можно предложить проследить время открывания и закрывания цветков шиповника или другого лекарственного растения, находящегося рядом с местом расположения лагеря).

Можно предложить поиграть в игру «Угадай: какой цветок?». Отряд следует поделить на две группы, ребята одной из них получают листки с изображением цветов, ребята другой – листки с их названиями. По команде нужно быстро найти подходящий листок у другого игрока. Выигрывает тот, кто найдет его раньше всех. Игра «Слепой ботаник» заключается в том, что несколько хорошо известных и имеющих типичный запах цветов дают осмотреть и понюхать игрокам. Затем им по очереди завязывают глаза и, дав понюхать цветок, предлагают по запаху определить его. За каждое правильно названное растение игрок получает по одному очку. Победителем игры «Кто раньше и правильнее?» станет та группа, которая к соответствующему названию рода растения, указанному на листочке, подберет название вида, написанного на другом листочке (листочки хорошо перемешаны). Игра «Сбор листьев» заключается в том, что игроки в течение 10 минут собирают и приносят листья деревьев, растущих вблизи лагеря. Название 5–10 деревьев или кустарниковых написаны на листочках. Очко получает игрок, который за эти 10 минут соберет больше всего требуемых листьев.

Если на старом дереве вам встретится древесный гриб, это повод снова обратиться к атласу, чтобы определить название гриба и поговорить о вырабатываемых им ферментах, которые с точки зрения различных ученых или разрушают дерево, или приносят ему пользу. Можно предложить за 15 минут собрать опавшие листья для гербария, который вы планируете сделать в лагере вечером, или зарисовать цветы, стебли и листья растений, найденных на месте, или собрать разрезные картинки по отдельно изображенным цветкам, веткам и стеблям растений. В перерывах между заданиями можно рассказать участникам прогулки о растениях-компасах, которые сами регулируют поступление к себе тепла, поворачивая листья на север или на юг (подсолнечник, например, поворачивается за солнцем даже тогда, когда оно закрыто тучей), о правилах сбора грибов (собирают лишь те, которые хорошо знают, отрезая ножки ножом), о правилах оказания первой помощи при отравлении грибами и т.д.

Правила игры «Метни и беги» заключаются в том, что нужно бросить камень на расстояние и бежать, пока он падает. Выигрывает тот, кто успевает убежать дальше всех. Получить поощрительные очки может и тот, кто «испечет больше всех блинов», т.е. чей плоский камешек сделает больше всего скачков по поверхности воды. Для этой игры каждому надо отыскать два плоских камешка: один – на пробу, другой – для игры.

Перед тем как покинуть последнюю поляну игр, следует оглядеться, убрать за собой мусор и не забыть прихватить образцы минералов и пород для коллекций и мозаичного панно, которые участники экспедиции будут комплектовать в лагере или школе.

Рис. Н. Устинова

 

Людмила Баль