Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2006

Технология

«Направлять умы к тому, к чему способнее от природы»

Школа здорового развития – мечта многих поколений. Воплотить эту идею можно с помощью природосообразной педагогики. Ее основной закон – «Учитель должен заботиться о природных дарованиях и направлять умы к тому, к чему способнее от природы» – открыл почти две тысячи лет назад римский оратор и педагог Марк Фабий Квинтилиан.

Что же можно сделать в области здоровьесберегающей педагогики уже сейчас, в условиях современной школы? Наш лицей ищет ответ на этот вопрос с 1985 года.

Причиной столь пристального внимания к теме здоровья школьников в те годы стал неуклонный ежегодный рост заболеваемости детей. Признана необходимость использовать в образовании принцип неодинаковости природных способностей детей, развивать их врожденные способности для создания ситуации успеха. За прошедшие годы образовательная программа школы была дополнена профессиональным обучением старшеклассников (по 5 специальностям), профильным обучением (естественно-научного и гуманитарного профиля) при поддержке системы «школа – вуз», дополнительным образованием по интересам во второй половине дня (учебно-воспитательные центры: экологического, краеведческого, физико-математического, художественного, политехнического, эстетического, художественного, спортивно-туристического направлений). Такая сложная структура работы школы, способная удовлетворить индивидуальные запросы и интересы школьников, направлена на развитие и социализацию личности.

«Программа здоровья» призвана сглаживать противоречия в системе образования и охраны здоровья школьников. Негативное влияние школьных факторов риска сопровождает ребенка в течение всех лет обучения, нарастает с возрастом, действует длительно и непрерывно, а сам ребенок изменить или исключить его не может. Поэтому так важно создать комплексную систему противодействия разрушительным школьным тенденциям. Мы перенимаем опыт других образовательных учреждений по вопросам оздоровления детей, сотрудничаем с Республиканским физкультурно-оздоровительным центром, с детской спортивной школой, с районным центром детского творчества и другими организациями.

Ключевые моменты «Программы здоровья»:

1.
Организация детского питания. Охват питанием – 100% учащихся. Первоклассники получают трехразовое питание, учащиеся 2–4-х классов – двухразовое, 5–11-х классов – полный комплексный обед и возможность воспользоваться услугами буфета. Питание стало дешевле, т.к. учащиеся сами заготавливают овощи на пришкольном участке во время трудовой практики (выращиваются 15 тонн картофеля, 1,5 тонны свеклы, 2 тонны моркови).


2.
Более 20 лет в школе проводится ежедневный «олимпийский час». Ребята имеют возможность снять физическое и умственное напряжение в середине учебного дня. Все дети с учителями выходят на школьный стадион и в течение 40 мин. занимаются подвижными играми (1–4-й классы после третьего урока, 5–11-й классы – после четвертого урока). На школьном стадионе оборудован спортивный комплекс, включающий два футбольных поля, волейбольную и баскетбольную площадки, сектор для прыжков в длину, беговую дорожку, рукоходы и брусья разной высоты, бревно, лабиринты, перекладины разновысотные, полосу препятствий. Здесь одновременно могут заниматься до двухсот учащихся.


3.
Медицинское обслуживание в лицее обеспечивается совместными усилиями детских специалистов поселковой и районной больниц и школьного фельдшера. Проводится ежегодное медицинское обследование всех детей, и его анализ доводится до каждого классного руководителя и родителя. На основе результатов диагностики планируется профилактическая, оздоровительная работа в группах ЛФК.


4.
Учебные программы элективных и экспериментальных курсов (большая часть которых имеет технологическую направленность) по сопровождению профильной подготовки школьников прошли рецензирование и одобрены ученым советом Бурятского института повышения квалификации педагогических работников, специалистами высшей школы БГУ и БГСХА. Практическая направленность программ позволяет школьникам получать полезный опыт по растениеводству, животноводству, дает экономические знания, укрепляет практику профессионального обучения. Каждый выпускник получает специальность (юноши – водителя категорий А, Б, С, слесаря по ремонту машин и тракториста; девушки – швеи и бухгалтера малого предприятия).


5.
Для повышения квалификации учителей в области природосообразной педагогики мы предоставляем классным руководителям и учителям-предметникам практические материалы по изучению личности ребенка, организации здоровьесберегающих подходов при обучении и воспитании. В разработанные методической службой лицея сборники «Рабочая тетрадь классного руководителя» и «Рабочая тетрадь учителя» вошли наиболее перспективные современные методики работы с детьми, материалы по психологии и педагогике.


6.
Во второй половине дня ученики могут заняться любимым делом. Возможности для творчества разнообразны, в лицее работают: клуб юных журналистов, хореографический клуб, художественная мастерская, школьный хор (имеет почетное звание «Образцовый хор»), театральная студия, студия эстрадной песни, клуб литературного творчества, предметные кружки для одаренных детей. Ребята занимаются чеканкой и художественной резьбой по дереву, изучают различные технологии рукоделия. Почти половина лицеистов систематически тренируются в спортивных секциях различных направлений (подготовлены 5 мастеров спорта, 13 кандидатов в мастера спорта).

Рассматривая здоровье педагогов как проявление уровня культуры личности, администрация лицея создает для его повышения благоприятные возможности. Это и доброжелательная обстановка, и стимулирование хорошей работы и хорошего здоровья учителей, организация питания, совместные культурно-массовые и спортивные праздники.

Программа дает положительные результаты, но при этом имеет существенный недостаток – рабочий день школьника и учителя значительно удлиняется. Изменить ситуацию поможет лишь пересмотр общегосударственных подходов к организации обучения детей. Существующий базисный учебный план и образовательный стандарт – вот основные виновники массовых отклонений в здоровье школьников. Их, на наш взгляд, нужно безотлагательно изменить.

Следует учесть наконец факт различия детей по врожденным способностям. Признавая разную генетическую природу растений, мы используем разную технологию их выращивания и знаем, что в противном случае соберем плохой урожай. Почему же мы не признаем уникальную способность природы создавать в живых сообществах особей с различным предназначением? Мы стойко продолжаем воевать с очевидным. Победы не будет. Уже сейчас лишь 5–10% детей чудом остаются здоровыми. А значит, необходимо отменить Единый образовательный стандарт, ведь 50–60% учеников его просто не способны осилить в полном объеме (по итогам ЕГЭ: 70–100 баллов набрали в среднем 11%, от 0 до 30 баллов – от 8 до 16% по разным предметам, у остальных интервал баллов – от 30 до 70). ЕГЭ еще раз объективно высветил закономерность распределения способностей детей. Стоит ли продолжать этот эксперимент? Ведь введение ЕГЭ усилило тревожность на экзамене и вызвало дополнительную нагрузку у детей при неизбежном «натаскивании» на дополнительных занятиях. Нельзя принимать желаемое за действительное. И знания большинству мы не можем дать, и здоровье отнимаем.

Образовательный стандарт обеспечивает единство образовательного пространства страны для поступления способных выпускников в вузы, и он необходим лишь для них. Для этих молодых людей можно совместить государственную (итоговую) аттестацию и вступительные экзамены в вузы в специально организованных единых пунктах по проведению ЕГЭ.

Кроме того, учитывая неодинаковость детей по их природным способностям, следует изменить базисный учебный план таким образом: ввести ежедневный час физической культуры для всех детей (только в этом случае, как показал наш 20-летний опыт ежедневного проведения «часа здоровья», мы сохраним естественную двигательную активность детей и значительно оздоровим их). Это 20% учебного плана. Еще 20% надо отдать на творческие предметы: ИЗО, пение, технологию и др. (это очень важно в развитии детей) и 60% – на остальные предметы. Причем начиная с 5-го класса ввести профильное обучение согласно наклонностям детей по трем направлениям: гуманитарное, математическое, универсальное (посильное обучение). При таком подходе каждый ребенок получит доступное и максимально полезное образование, а общество пополнится разнообразно и хорошо обученными людьми. Успешные, нравственно и физически здоровые выпускники – это залог процветания нашей страны.

 

Г. Ардаева ;
А. Занегина