Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2006

Урок здоровья

Работа над осанкой

В предыдущем номере мы дали программы уроков работы над осанкой
для учеников 1-го и 2-го классов. В этом номере читайте, как работать
с учениками 3–4-х классов

Окончание. Начало в № 8

3-й КЛАСС

Задача: разучить специальные упражнения на формирование правильной осанки, дать ученикам знания, необходимые для самостоятельных занятий, ознакомить со способами наблюдения за осанкой.

Первая часть урока: беседа.

Разговор начинается с чтения и обсуждения рассказа.

Всяк – кузнец своей фигуры

Олег с Толей были неразлучными друзьями. Подружились и их родители. Если мама Толи покупала билеты в театр, то брала и на Олега и его маму. Если семья Олега выезжала в деревню, то с ними выезжала и семья Толи. Вместе они ходили в лес по грибы и ягоды.

У Олега были правильные черты лица, красивые волосы, но выглядел он непривлекательным, так как ходил ссутулившись, смотрел себе под ноги, при ходьбе «загребал» пыль ногами. Мама переживала за него, а мальчик этого не замечал.

А мама Толи не сетовала на его фигуру. Когда он стоит, плечи у него отведены назад, ноги выпрямлены в коленях. Его хорошая осанка помогает ему развивать свои физические способности: силу рук, гибкость, прыгучесть. Толя с увлечением занимается легкоатлетическими упражнениями, участвует в подвижных играх, катается на велосипеде. На уроках он внимательно слушает объяснения учителей и прилежно выполняет задания. Правда, пятерками Толя похвалиться не может, но и двоек не получает.

Однажды мама Олега пошла в поликлинику и рассказала об осанке сына врачу. Тот, выслушав, предложил: «Пускай ваш сын начнет ежедневно делать упражнения на исправление осанки». И дал маме листок с этими упражнениями.

Придя домой, она сказала сыну:

– Давай-ка, милый, займемся твоей фигурой. Врач дал нам специальные упражнения для формирования осанки, которые тебе следует выполнять ежедневно. Иди сюда. Встань на середину комнаты.

Олег, смеясь и дурачась, встал на ковер, но мама не обратила внимания на его выходку.

– Смотри первое упражнение, теперь выполни его.

Мальчик выполнил правильно.

– Теперь выполни второе упражнение.

Олег «коряво», но выполнил и его.

Третье упражнение не вызвало у него никаких за¬труднений.

– Посмотри внимательно четвертое упражнение. Теперь сам приступай к его выполнению. Я тебе немного помогу.

Выполнив четвертое упражнение, Олег приготовился идти читать книжку.

– Нет! Нет! – остановила его мама. – Ты куда? Занимаемся дальше.

– Дальше, дальше, – заворчал сын. – Мы же все упражнения проделали!

– Да, проделали, но теперь ты их все повторишь сам, без моей помощи, – сказала мама.

Олег нехотя, но одно за другим выполнил все разученные упражнения.

– Вот теперь ты свободен!

Мальчик лег на диван и стал читать книжку.

Через месяц регулярных занятий Олег подошел к зеркалу и не заметил никаких изменений в своей фигуре.

– Я больше не буду выполнять эти упражнения! – заявил он маме. – Я как был сутулым, так и остался.

– Не спеши! Ты восемь лет не следил за своей осанкой, а захотел исправить ее за месяц. Тебе придется выковывать свою осанку, как кузнецу, и займет это не один год!

– О каком физкультурно-оздоровительном занятии говорится в рассказе?

– Что такое осанка?

Выслушав детей, учитель приводит выдержку из «Толкового словаря» В. Даля: «...под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие к красоте». А причиной не стройности, не величавости, не приличия к красоте, например, германские медики еще в XIX веке считали отсутствие должного физического воспитания в период формирования детского организма.

– Чем был непривлекателен Олег?

– Расскажите, какая осанка была у Толи.

– Внимательно рассмотрите рисунок 1.

– Что вы можете сказать об осанке мальчиков?

– Какое настроение создает правильная осанка?

– Какие физические упражнения помогут Олегу исправить осанку?

Далее учитель говорит о том, что, если дети обнаружат в своей осанке какие-либо отклонения, огорчаться не следует. В их возрасте осанку еще можно исправить. Для этого надо делать специальные упражнения, больше играть в подвижные игры на воздухе, заниматься в спортивных секциях.

РАБОТА С КОМПЛЕКСОМ УПРАЖНЕНИЙ

  1. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, опущенными руками держим гимнастическую палку за концы. 1 – поднять руки вверх, 2 – наклон влево, 3 – стать прямо, 4 – руки опустить. То же, наклон вправо.
  2. И.п.: стоя, ноги вместе, держим палку вертикально за спиной (одна рука над головой, другая – на уровне поясницы), затылок и ягодицы касаются палки. 1–2 – присесть, держа спину прямо, 3–4 – вернуться в исходное положение. Поменять руки и повторить упражнение.
  3. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, держим палку вертикально за спиной (одна рука над головой, другая – на уровне поясницы). 1–2 – наклон вправо, 3–4 – наклон влево. Поменять руки и повторить упражнение.
  4. И.п.: лежа на животе, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1–3 – руки вытянуть вперед, поднять голову и ноги, прогнуться, 4–5 – зафиксировать позу, 6–8 – медленно вернуться в исходное положение.
  5. И.п.: стоя спиной к стене (удобное расстояние каждый определяет сам), ноги на ширине плеч. 1 – поднять руки вверх, 2–3 – прогнувшись назад, коснуться стены руками, 4 – вернуться в исходное положение.
  6. И.п.: стоя, пятки, ягодицы, лопатки и затылок касаются стенки. Отойти от стенки, сохраняя осанку. Каждое упражнение делать по 10–12 раз.

Учитель обращает внимание детей на то, что при приседании и наклонах туловища затылок и ягодицы должны постоянно касаться гимнастической палки.

Выполнять упражнения можно в любое время – на перемене, во время прогулки... Успех будет зависеть от регулярности занятий.

Через две-три недели эти упражнения надо усложнить – выполнять их с мешочком на голове.

– Изменилась ли фигура Олега через месяц занятий?

– Какие физические способности развиваются при хорошей осанке?

– Специальные упражнения на формирование осанки, – говорит учитель, – не только улучшат фигуру, но и будут способствовать развитию гибкости, ловкости. Дома проверьте свою осанку с родителями.

– Что вы узнали об осанке?

– Как отличить ребенка с правильной осанкой от ребенка с нарушениями осанки?

Запомните на всю жизнь меткие слова В. Даля: «Без осанки конь – корова».

Вторая часть урока

Подвижная игра.

4-й КЛАСС

Задача: разучить специальные упражнения на формирование осанки, дать ученикам основы знаний, необходимых для самостоятельных занятий, ознакомить со способами контроля за осанкой.

Первая часть урока: беседа.

Чтение рассказа.

О жалкий мой жребий!

Меня зовут Саша. Я рос послушным и аккуратным мальчиком. Всегда по утрам умывался, чистил зубы, причесывался. Часто, останавливаясь перед зеркалом в прихожей, смотрел на себя и вздыхал: «Какая же у меня некрасивая фигура: голова вечно опущена, спина сгорбленная, плечи перекошены. Ну прямо-таки чеховский «человек в футляре».

То ли дело мой друг Яша. Подтянутый. Крепкий. Его движения свободны, точны, уверенны. У него всегда отличное расположение духа. О жалкий мой жребий! Как же мне исправиться?

Никто из ребят меня не понимал, а сам себя я понимал еще меньше.

Но однажды мне повезло. На одном из уроков физкультуры мы говорили об осанке, и я задумался о своей фигуре. Даже приступил к ежедневному выполнению упражнений, которые разучил с нами учитель физкультуры.

Через месяц занятий я встал к стене спиной и попросил маму посмотреть на мою фигуру. Мама сказала, что плечи у меня еще не на одном уровне. Ягодицы касаются стены, а лопатки нет. Осанка еще неправильная.

Мне стало так обидно! Ведь учитель физкультуры обещал, что если мы будем ежедневно выполнять специальные упражнения на осанку, то в скором времени она начнет исправляться. Но увы!

На ум пришли слова С.Маршака:

Оттого, что простоват...
Сам во всем я виноват!

Не увидев улучшения осанки, я прекратил выполнять упражнения. И до сих пор у меня некрасивая фигура!

– О чем говорится в рассказе?

– Об осанке! – отвечают дети.

Учитель объясняет, что осанка – это привычное положение тела человека в покое и в движении. Она формируется с самого раннего детства в процессе роста организма. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата. При правильной осанке правая и левая части тела развиты симметрично, плечи находятся на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, голова не наклонена.

Если вы раньше не уделяли особого внимания своей осанке, не поздно начать следить за ней с сегодняшнего дня.

– Посмотрите на рисунок 2: какая фигура похожа на фигуру Яши, а какая – на фигуру Саши?

– Почему вы так думаете?

– Какой внешний вид у Яши?

– С каким чеховским персонажем сравнивает себя Саша?

– Как мама определила у Саши неправильную осанку?

– После чего Саша стал серьезно задумываться о своей осанке?

– Как мальчик держал голову (см. рисунок 3)?

Сейчас вы узнаете, как связана осанка с положениями головы и какие занятия способствуют формированию правильной осанки.

(Дети встают из-за парт.) Учитель подает команду: «Смирно!» – и предлагает ответить: правильная или неправильная у них сейчас осанка?

Затем учитель предлагает детям посмотреть под ноги.

– Какие изменения произошли с вашей осанкой?

Выслушав детей, учитель объясняет, что они, конечно же, почувствовали, как неожиданно «сломалась» их поза, когда они нагнули голову: плечи непроизвольно подались вперед, согнулась спина, прогнулась поясница, выпятился живот...

И снова учитель подает команду: «Смирно!».

Дети отмечают, что если голову держать прямо, все тело невольно «подтягивается», плечи расправляются, спина выпрямляется, живот поджимается.

Затем учитель говорит, что осанку можно исправить с помощью специальных упражнений, которые Саша стал выполнять после разговора на одном из уроков физкультуры.

Давайте разучим эти упражнения.

РАБОТА С КОМПЛЕКСОМ УПРАЖНЕНИЙ

  1. И.п.: стоя, ноги вместе, держим обруч перед собой в опущенных руках. 1 – отвести правую ногу назад на носок, 2–3 – поднять обруч вверх (руки прямые) и максимально прогнуться назад, 4 – вернуться в исходное положение. Повторить упражнение, поменяв ногу.
  2. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, держим обруч перед собой в опущенных руках. 1–4 – медленно поднять обруч и держать перед собой вертикально, руки на уровне плеч. 5–8 – медленно вернуться в исходное положение.
  3. И.п.: стоя, ноги вместе, прямыми руками держим обруч над головой. Ходить с обручем в течение одной минуты.
  4. И.п.: лежа на спине, руки под головой. Поднять согнутые в коленях ноги и делать «велосипедик» в течение одной минуты.
  5. И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. 1 – вытянуть руки вперед, приподнять руки, плечи и голову от пола и прогнуть спину, 2–7 – удержаться в этом положении, 8 – вернуться в исходное положение.
  6. И.п.: стоя на четвереньках, спина прямая. 1–4 – выгнуть спину дугой («рассерженная кошка»), голова опущена вниз, 5–8 прогнуть спину, голову поднять вверх. Вернуться в исходное положение. Каждое упражнение делать по 10–12 раз.

Чтобы упражнения дали эффект, их надо выполнять с напряжением мышц, глубоко наклоняясь и сильно прогибаясь. За правильностью выполнения наблюдайте в зеркале.

– Как вы думаете: почему осанка у Саши не улучшилась после месяца самостоятельных занятий?

Выслушав детей, учитель говорит, что формировать осанку с помощью специальных упражнений следует годами.

Мало того, надо активно заниматься физкультурой: легкоатлетическими упражнениями, подвижными играми, ходить со взрослыми в пешие походы...

В заключение учитель говорит: «Помните! Правильная осанка придает человеку достойный внеш¬ний вид, способствует нормальной деятельности всего организма».

Вторая часть урока

Подвижная игра.

 

Виктор Верхлин ;
Галина Верхлина