В предыдущем номере
мы дали программы уроков
работы над осанкой
для учеников 1-го
и 2-го классов.
В этом номере читайте,
как работать с учениками
3–4-х классов
Окончание. Начало в № 8
3-й КЛАСС
Задача: разучить специальные упражнения на формирование правильной осанки, дать ученикам знания, необходимые для самостоятельных занятий, ознакомить со способами наблюдения за осанкой.
Первая часть урока: беседа.
Разговор начинается с чтения и обсуждения рассказа.
Всяк – кузнец своей фигуры
Олег с Толей были неразлучными друзьями. Подружились и их родители. Если мама Толи покупала билеты в театр, то брала и на Олега и его маму. Если семья Олега выезжала в деревню, то с ними выезжала и семья Толи. Вместе они ходили в лес по грибы и ягоды.
У Олега были правильные черты лица, красивые волосы, но выглядел он непривлекательным, так как ходил ссутулившись, смотрел себе под ноги, при ходьбе «загребал» пыль ногами. Мама переживала за него, а мальчик этого не замечал.
А мама Толи не сетовала на его фигуру. Когда он стоит, плечи у него отведены назад, ноги выпрямлены в коленях. Его хорошая осанка помогает ему развивать свои физические способности: силу рук, гибкость, прыгучесть. Толя с увлечением занимается легкоатлетическими упражнениями, участвует в подвижных играх, катается на велосипеде. На уроках он внимательно слушает объяснения учителей и прилежно выполняет задания. Правда, пятерками Толя похвалиться не может, но и двоек не получает.
Однажды мама Олега пошла в поликлинику и рассказала об осанке сына врачу. Тот, выслушав, предложил: «Пускай ваш сын начнет ежедневно делать упражнения на исправление осанки». И дал маме листок с этими упражнениями.
Придя домой, она сказала сыну:
– Давай-ка, милый, займемся твоей фигурой. Врач дал нам специальные упражнения для формирования осанки, которые тебе следует выполнять ежедневно. Иди сюда. Встань на середину комнаты.
Олег, смеясь и дурачась, встал на ковер, но мама не обратила внимания на его выходку.
– Смотри первое упражнение, теперь выполни его.
Мальчик выполнил правильно.
– Теперь выполни второе упражнение.
Олег «коряво», но выполнил и его.
Третье упражнение не вызвало у него никаких за¬труднений.
– Посмотри внимательно четвертое упражнение. Теперь сам приступай к его выполнению. Я тебе немного помогу.
Выполнив четвертое упражнение, Олег приготовился идти читать книжку.
– Нет! Нет! – остановила его мама. – Ты куда? Занимаемся дальше.
– Дальше, дальше, – заворчал сын. – Мы же все упражнения проделали!
– Да, проделали, но теперь ты их все повторишь сам, без моей помощи, – сказала мама.
Олег нехотя, но одно за другим выполнил все разученные упражнения.
– Вот теперь ты свободен!
Мальчик лег на диван и стал читать книжку.
Через месяц регулярных занятий Олег подошел к зеркалу и не заметил никаких изменений в своей фигуре.
– Я больше не буду выполнять эти упражнения! – заявил он маме. – Я как был сутулым, так и остался.
– Не спеши! Ты восемь лет не следил за своей осанкой, а захотел исправить ее за месяц. Тебе придется выковывать свою осанку, как кузнецу, и займет это не один год!
– О каком физкультурно-оздоровительном занятии говорится в рассказе?
– Что такое осанка?
Выслушав детей, учитель приводит выдержку из «Толкового словаря» В. Даля: «...под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие к красоте». А причиной не стройности, не величавости, не приличия к красоте, например, германские медики еще в XIX веке считали отсутствие должного физического воспитания в период формирования детского организма.
– Чем был непривлекателен Олег?
– Расскажите, какая осанка была у Толи.
– Внимательно рассмотрите рисунок 1.
– Что вы можете сказать об осанке мальчиков?
– Какое настроение создает правильная осанка?
– Какие физические упражнения помогут Олегу исправить осанку?
Далее учитель говорит о том, что, если дети обнаружат в своей осанке какие-либо отклонения, огорчаться не следует. В их возрасте осанку еще можно исправить. Для этого надо делать специальные упражнения, больше играть в подвижные игры на воздухе, заниматься в спортивных секциях.
РАБОТА
С КОМПЛЕКСОМ УПРАЖНЕНИЙ
- И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, опущенными руками держим гимнастическую палку за концы. 1 – поднять руки вверх, 2 – наклон влево, 3 – стать прямо, 4 – руки опустить. То же, наклон вправо.
- И.п.: стоя, ноги вместе, держим палку вертикально за спиной (одна рука над головой, другая – на уровне поясницы), затылок и ягодицы касаются палки. 1–2 – присесть, держа спину прямо, 3–4 – вернуться в исходное положение. Поменять руки и повторить упражнение.
- И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, держим палку вертикально за спиной (одна рука над головой, другая – на уровне поясницы). 1–2 – наклон вправо, 3–4 – наклон влево. Поменять руки и повторить упражнение.
- И.п.: лежа на животе, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1–3 – руки вытянуть вперед, поднять голову и ноги, прогнуться, 4–5 – зафиксировать позу, 6–8 – медленно вернуться в исходное положение.
- И.п.: стоя спиной к стене (удобное расстояние каждый определяет сам), ноги на ширине плеч. 1 – поднять руки вверх, 2–3 – прогнувшись назад, коснуться стены руками, 4 – вернуться в исходное положение.
- И.п.: стоя, пятки, ягодицы, лопатки и затылок касаются стенки. Отойти от стенки, сохраняя осанку.
Каждое упражнение делать по 10–12 раз.
Учитель обращает внимание детей на то, что при приседании и наклонах туловища затылок и ягодицы должны постоянно касаться гимнастической палки.
Выполнять упражнения можно в любое время – на перемене, во время прогулки... Успех будет зависеть от регулярности занятий.
Через две-три недели эти упражнения надо усложнить – выполнять их с мешочком на голове.
– Изменилась ли фигура Олега через месяц занятий?
– Какие физические способности развиваются при хорошей осанке?
– Специальные упражнения на формирование осанки, – говорит учитель, – не только улучшат фигуру, но и будут способствовать развитию гибкости, ловкости. Дома проверьте свою осанку с родителями.
– Что вы узнали об осанке?
– Как отличить ребенка с правильной осанкой от ребенка с нарушениями осанки?
Запомните на всю жизнь меткие слова В. Даля: «Без осанки конь – корова».
Вторая часть урока
Подвижная игра.
4-й КЛАСС
Задача: разучить специальные упражнения на формирование осанки, дать ученикам основы знаний, необходимых для самостоятельных занятий, ознакомить со способами контроля за осанкой.
Первая часть урока: беседа.
Чтение рассказа.
О жалкий мой жребий!
Меня зовут Саша. Я рос послушным и аккуратным мальчиком. Всегда по утрам умывался, чистил зубы, причесывался. Часто, останавливаясь перед зеркалом в прихожей, смотрел на себя и вздыхал: «Какая же у меня некрасивая фигура: голова вечно опущена, спина сгорбленная, плечи перекошены. Ну прямо-таки чеховский «человек в футляре».
То ли дело мой друг Яша. Подтянутый. Крепкий. Его движения свободны, точны, уверенны. У него всегда отличное расположение духа. О жалкий мой жребий! Как же мне исправиться?
Никто из ребят меня не понимал, а сам себя я понимал еще меньше.
Но однажды мне повезло. На одном из уроков физкультуры мы говорили об осанке, и я задумался о своей фигуре. Даже приступил к ежедневному выполнению упражнений, которые разучил с нами учитель физкультуры.
Через месяц занятий я встал к стене спиной и попросил маму посмотреть на мою фигуру. Мама сказала, что плечи у меня еще не на одном уровне. Ягодицы касаются стены, а лопатки нет. Осанка еще неправильная.
Мне стало так обидно! Ведь учитель физкультуры обещал, что если мы будем ежедневно выполнять специальные упражнения на осанку, то в скором времени она начнет исправляться. Но увы!
На ум пришли слова С.Маршака:
Оттого, что простоват...
Сам во всем я виноват!
Не увидев улучшения осанки, я прекратил выполнять упражнения. И до сих пор у меня некрасивая фигура!
– О чем говорится в рассказе?
– Об осанке! – отвечают дети.
Учитель объясняет, что осанка – это привычное положение тела человека в покое и в движении. Она формируется с самого раннего детства в процессе роста организма. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата. При правильной осанке правая и левая части тела развиты симметрично, плечи находятся на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, голова не наклонена.
Если вы раньше не уделяли особого внимания своей осанке, не поздно начать следить за ней с сегодняшнего дня.
– Посмотрите на рисунок 2: какая фигура похожа на фигуру Яши, а какая – на фигуру Саши?
– Почему вы так думаете?
– Какой внешний вид у Яши?
– С каким чеховским персонажем сравнивает себя Саша?
– Как мама определила у Саши неправильную осанку?
– После чего Саша стал серьезно задумываться о своей осанке?
– Как мальчик держал голову (см. рисунок 3)?
Сейчас вы узнаете, как связана осанка с положениями головы и какие занятия способствуют формированию правильной осанки.
(Дети встают из-за парт.) Учитель подает команду: «Смирно!» – и предлагает ответить: правильная или неправильная у них сейчас осанка?
Затем учитель предлагает детям посмотреть под ноги.
– Какие изменения произошли с вашей осанкой?
Выслушав детей, учитель объясняет, что они, конечно же, почувствовали, как неожиданно «сломалась» их поза, когда они нагнули голову: плечи непроизвольно подались вперед, согнулась спина, прогнулась поясница, выпятился живот...
И снова учитель подает команду: «Смирно!».
Дети отмечают, что если голову держать прямо, все тело невольно «подтягивается», плечи расправляются, спина выпрямляется, живот поджимается.
Затем учитель говорит, что осанку можно исправить с помощью специальных упражнений, которые Саша стал выполнять после разговора на одном из уроков физкультуры.
Давайте разучим эти упражнения.
РАБОТА
С КОМПЛЕКСОМ УПРАЖНЕНИЙ
- И.п.: стоя, ноги вместе, держим обруч перед собой в опущенных руках. 1 – отвести правую ногу назад на носок, 2–3 – поднять обруч вверх (руки прямые) и максимально прогнуться назад, 4 – вернуться в исходное положение. Повторить упражнение, поменяв ногу.
- И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, держим обруч перед собой в опущенных руках. 1–4 – медленно поднять обруч и держать перед собой вертикально, руки на уровне плеч. 5–8 – медленно вернуться в исходное положение.
- И.п.: стоя, ноги вместе, прямыми руками держим обруч над головой. Ходить с обручем в течение одной минуты.
- И.п.: лежа на спине, руки под головой. Поднять согнутые в коленях ноги и делать «велосипедик» в течение одной минуты.
- И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. 1 – вытянуть руки вперед, приподнять руки, плечи и голову от пола и прогнуть спину, 2–7 – удержаться в этом положении, 8 – вернуться в исходное положение.
- И.п.: стоя на четвереньках, спина прямая. 1–4 – выгнуть спину дугой («рассерженная кошка»), голова опущена вниз, 5–8 прогнуть спину, голову поднять вверх. Вернуться в исходное положение.
Каждое упражнение делать по 10–12 раз.
Чтобы упражнения дали эффект, их надо выполнять с напряжением мышц, глубоко наклоняясь и сильно прогибаясь. За правильностью выполнения наблюдайте в зеркале.
– Как вы думаете: почему осанка у Саши не улучшилась после месяца самостоятельных занятий?
Выслушав детей, учитель говорит, что формировать осанку с помощью специальных упражнений следует годами.
Мало того, надо активно заниматься физкультурой: легкоатлетическими упражнениями, подвижными играми, ходить со взрослыми в пешие походы...
В заключение учитель говорит: «Помните! Правильная осанка придает человеку достойный внеш¬ний вид, способствует нормальной деятельности всего организма».
Вторая часть урока
Подвижная игра.
|