Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2006

Из первых рук

Три кита профилактики

«Зубные проблемы» российских школьников видны невооруженным глазом. Кто в этом виноват, в принципе понятно: плохая наследственность, плохая экология, несбалансированное питание… Что же нужно делать в масштабах страны, чтобы дети радовали нас белоснежной улыбкой?
И чем тут может помочь школа?
С этими вопросами мы обратились к главному детскому стоматологу Минздравсоцразвития РФ профессору Людмиле Николаевне МАКСИМОВСКОЙ

– Действительно, картина пока получается безрадостная. Почти все российские дети страдают кариесом. Мало того, что распространенность кариеса высокая, есть еще такой показатель, как интенсивность поражения, то есть количество больных зубов у одного ребенка. Может быть 100%-ная распространенность этого заболевания в стране или в городе, но при этом у детей поражен только один зуб во рту (как во многих странах, где серьезно занимаются профилактикой). Один зуб легко вылечить. У нас же практически у каждого ребенка можно насчитать от 4 до 10 кариозных полостей. Поражены и молочные, и постоянные зубы.

– Чем еще, кроме кариеса, «болеют» зубы?

– Детские стоматологи все чаще встречаются с тяжелыми осложнениями кариеса – пульпитом и периодонтитом.

По данным ВОЗ, у детей и особенно у подростков на фоне гормональной перестройки прогрессируют заболевания пародонта: около 20% в мире; для сравнения: в России – от 30 до 60% (в северных регионах).

И еще: с каждым годом у нас фиксируется все больше челюстно-лицевых аномалий. Одна из причин – кариозные молочные зубы не лечат, их преждевременно удаляют, и у ребенка нарушается развитие челюсти. В общем, одна нерешенная проблема тянет за собой другие.

– Что можно сказать о состоянии молочных зубов дошкольников?

– Статистика стоматологической заболеваемости ведется только по детям старше 6 лет. На малышей более раннего возраста нет никаких данных. Не все дошкольники ходят в детский сад, не всех родители показывают в этом возрасте стоматологу. Когда ребенок идет учиться, в действие вступает школьная стоматология. Но… в свете последних решений о межведомственном разграничении полномочий в образовании и здравоохранении Министерство образования и науки теперь будет отвечать только за образование, медицинский отдел, который когда-то был в нем и занимался санпросветработой, упразднили. Никто теперь не отвечает за профилактику стоматологических заболеваний в учебных заведениях. Все оставлено на усмотрение школьной администрации: один директор будет эту работу проводить, а другой с радостью от нее освободится. Есть большое опасение, что стоматологические кабинеты, которые раньше были практически в каждой городской школе (если там насчитывалось 800 и более учащихся), сейчас начнут закрываться. Что уже и происходит примерно в 40% школ.

– А кто обеспечивал работу таких кабинетов?

– За материальное и кадровое обеспечение полностью отвечали поликлиники, а директор должен был выделить помещение и организовать явку учеников на профосмотр. Правда, раньше директор должен был отвечать не только за помещение, но и за оборудование. Но мы уже давно про это забыли, и все взяли на себя. Оборудование дают поликлиники, главное, чтобы работе стоматолога не препятствовали школы.

– У кого зубы лучше – у сельских или городских детей?

– Официальной статистики нет, потому что нет центра, который бы собирал такие сведения. Вся наша статистика держится только на энтузиазме ученых. Исследования детской стоматологической заболеваемости проводят профессор Э.М. Кузьмина, заведующая кафедрой профилактики стоматологических заболеваний Московского государственного медико-стоматологического университета, Главный детский стоматолог Москвы С.А. Васина… По их данным, есть разница по климатогеографическим зонам. На Севере, например, состояние зубов у детей гораздо хуже, чем в южных областях России. Это можно объяснить плохой водой и отсутствием витаминов.

– Что значит «плохая вода»?

– Качество воды зависит от содержания в ней фтора.

В принципе оно везде низкое. Фторирование воды у нас не проводится, это дорого. Хотя в развитых странах, например в Германии или Швейцарии, обогащенная фтором вода просто идет из крана. Добавлять фтор можно в соль, в молоко. Фторируют молоко в Воронеже, Майкопе и некоторых других регионах. Там уровень распространенности кариеса существенно снизился.

– Значит, в школе нужно проводить профилактику зубных болезней. А кто должен этим заниматься?

– Есть такая профессия – стоматолог-гигиенист, это помощник врача, который должен вести профилактическую работу. Таких специалистов еще очень мало. Их обязанности приходится выполнять школьным стоматологам, которые при высоком уровне заболеваемости с утра до вечера ставят пломбы и лечат пульпит.

– Посмотришь на европейских детей – у всех такие хорошие зубы. Что они для этого делают?

– Ничего сверхъестественного, и в нашей комплексной профилактической программе все эти меры есть: гигиена полости рта – научить детей правильно чистить зубы; фторопрофилактика – фторирование воды, соли, молока, зубной пасты; рациональное питание, направленное на ограничение углеводов и правильный режим их применения. Ребенку невозможно запретить есть сладости. Но он должен знать, как дважды два: съел десерт после завтрака или обеда – прополоскал рот – и в промежутках между едой никаких конфет, шоколадок, булочек… Вот и все три кита профилактики.

Но в странах Европы профилактические программы финансируются государством. Уровень заболеваемости у детей низкий, а стоматологов много, они почти все свое рабочее время занимаются профилактикой в школах и в поликлиниках. Могу привести конкретный пример. Как-то я участвовала в обследовании шестиклассников в Финляндии. Нам пришлось просмотреть 8 классов, прежде чем мы нашли один кариозный зуб. Мы, стоматологи, знаем, ЧТО надо делать, чтобы зубы у всех детей были хорошими, но у нас нет средств, мы не можем ликвидировать дефицит фтора, закупить все эти пасты, щетки, и к тому же нас мало.

В Ханты-Мансийском автономном округе, в г. Новомосковске Тульской области и еще в ряде регионов действуют собственные программы, которые финансируются из местного бюджета. Иногда иностранные фирмы-производители зубных паст проводят локальные акции по профилактике кариеса у детей.

– Проведение профилактики подразумевает наличие паст и щеток в школе, чтобы дети прямо там чистили зубы?

– Все не так просто, как кажется. Есть различные методики для работы с детьми разного возраста: как объяснять, как мотивировать, как контролировать. Малышу надо показать, как водить щетку рукой. Это целая игра. Сначала дети тренируются на игрушках, чистят зубы зайчикам и крокодилам, потом красят свои зубки специальной краской… Она остается в плохо прочищенных местах, и тогда ребенку сразу видно, что он сделал правильно, а что нет.

Этим должен заниматься специалист. Он же должен подготовить педагогов. В нашей программе есть разделы для работы с учителями младших классов, с воспитателями дошкольных учреждений, с родителями. Методики отработаны десятилетиями. Главное, чтобы все это работало.

– Неужели новые национальные проекты, посвященные здоровью, не предусматривают профилактическую работу?

– Новые проекты направлены на раннее выявление заболеваний, на укрепление первичного звена медперсонала: повысили зарплаты участковым терапевтам и педиатрам, выделили деньги на оснащение «скорой помощи». Большой упор делается на диспансеризацию. Все равно мы придем к необходимости вести профилактическую работу. Однако результаты ее будут видны не так уж скоро. Если сейчас вложить деньги в профилактику стоматологических заболеваний, провести всероссийскую программу, ждать, пока вырастет поколение со здоровыми зубами, придется еще лет десять–пятнадцать.

– Давайте подведем итог. Что нужно, чтобы изменить ситуацию с детской стоматологической заболеваемостью? Специальная программа для врачей?

– Такая программа есть, причем модульная, которую можно изменять в соответствии с региональными особенностями и возрастом детей.

– Нужна программа по ликвидации безграмотности в вопросах здоровья родителей и учителей?

– Методические рекомендации разработаны на кафедре профессора Э.М. Кузьминой. А вообще нужно вводить обязательный спецкурс для студентов педагогических вузов.

Нам нужна школьная стоматология. Нужно объединить усилия Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства образования и науки РФ, департаментов образования и школьной администрации.

Ну и, самое главное, нам нужно, чтобы государство финансировало программы по профилактике стоматологических заболеваний.

Беседовала Нина СЕМИНА

Спонсор публикации статьи – Независимый стоматологический портал «Стомум». На сайте портала освещено большое число вопросов, касающихся вопросов ухода за полостью рта и стоматологических манипуляций. На «Стомум» Вы узнаете все о детских зубах, молочных и появляющихся коренных, особенностях формирования прикуса, необходимости и целесообразности стоматологического вмешательства. Много статей посвящено и проблемам взрослого возраста. Представлена актуальная информация о современных методах лечения, предлагаемых различными направлениями стоматологии – ортодонтией, парадонтологией, хирургией.

 

Нина Семина