Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2006

Из первых рук

Что обсуждали на марафоне

В Московском городском доме учителя 13 марта начал работу юбилейный, пятый Московский педагогический марафон учебных предметов. В первый день гостей принимали редакции газет «Управление школой» и «Здоровье детей», и речь шла о работе школьной администрации, безопасности школы и здоровьесберегающих технологиях

В этом году мы решили отойти от традиционного открытия с торжественными речами и музыкой. Может быть, это и лишило марафон ощущения праздника, зато дало возможность сразу приступить к работе. В нескольких аудиториях одновременно выступали директора школ и представители столичной администрации, заслуженные учителя и деятели науки. Для тех, кто не смог присутствовать на марафоне в этот день, мы хотели бы рассказать о двух наиболее интересных выступлениях по тематике нашего издания.

Ребенка надо хвалить

Чтобы дети росли здоровыми, они должны понимать ценность здоровья, уметь его поддерживать и укреплять. Этому может научить такая дисциплина, как «культура здоровья». К сожалению, такого предмета нет ни в федеральной программе, ни в большинстве региональных образовательных программ. Некоторые школы самостоятельно включают культуру здоровья в обязательный учебный план. Существует множество образовательных программ на эту тему, но не все они одинаково полезны, не все рецензированы экспертами.

Профессор Эдуард Вайнер представил методику преподавания «культуры здоровья», разработанную в Липецком государственном педагогическом университете. Он отметил, что проведение отдельного урока не обязательно, можно вести спецкурсы, факультативы или интегрировать соответствующие вопросы (профилактику простуды и вредных привычек, принципы рационального питания и т.д.) в преподавание различных предметов. Для каждого возраста – особый разговор, главное – он должен быть непрерывным с 1-го по 11-й класс. Биология, ОБЖ, физкультура, русский язык и литература… – программы всех этих предметов обращаются к теме здоровья. «При любом варианте преподавания культуры здоровья для достижения успеха желательно следовать определенной методике», – уверен ученый.

Вот ее основные положения.

    Статья опубликована при поддержке клиники лечения зависимостей "Helpmedoc". Наркологическая клиника предлагает услуги по лечению алкоголизма и наркомании, а также детоксикация организма, кодирование от алкоголизма и наркомании, стационарное лечение и реабилитация, выезд специалиста на дом. Индивидуальный подход к каждому пациенту, высококвалифицированные специалисты. Посмотреть подробную информацию о клинике, отзывы, контакты и задать вопросы Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://helpmedoc.ru.

  • Нужно увлечь школьников предметом, используя индивидуальный подход. Пока мы ориентируемся на среднего «серого» ученика, и слабым, и сильным происходящее на уроке одинаково неинтересно.
  • Ребята должны понимать, для чего они это все изучают, иметь возможность проверить полученные теоретические данные на практике. Все задания должны быть ориентированы на повсе¬дневное поведение конкретного ученика – допустим, правильно организовать свое рабочее место дома. Проанализировав, ребенок выясняет, что тетрадки, учебники и ручки располагаются неправильно, поэтому приходится каждый раз тратить время на поиски ластика или карандаша.
  • Ребенка надо хвалить. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими ребятами, а только с ним самим – «сегодня ты ответил лучше, чем вчера», – и завтра он постарается стать лучше, чем сегодня. Такой подход воспитывает уверенность в своих силах. Естественно, что для создания ситуации успеха перед каждым учеником следует ставить индивидуально ориентированные задания. Они должны быть доступными, но в то же время заставить ребенка учиться, поэтому планку нужно все время поднимать.
  • Мы предлагаем задания для школьников в виде рефератов, докладов, подготовки викторин и т.п. Как правило, результаты выполненной работы стимулируют интерес детей к вопросам здоровья. Получив удовлетворение от выполненной работы, ребенок убеждается, что он «может». Это должно подтверждаться и как можно более высокой оценкой в журнале, и устным поощрением учителя перед классом.
  • Для лучшего усвоения нового материала на уроке следует: во-первых, подать его как естественное продолжение уже освоенных ребятами знаний; во-вторых, обратить внимание учащихся на основные положения, не касаясь деталей. Большую часть нового материала мы даем на уроке в схемах, опорных конспектах, включаем игровые элементы, кроссворды и пр. Дома ребенку остается лишь «расцветить» изучаемый вопрос дополнительной информацией из учебника или других источников и закрепить выполнением соответствующего творческого задания.
  • Привлекать школьников к практическому воплощению в жизнь полученных знаний и навыков. Это может быть участие в социальных акциях, например, борьба с курением, озеленение жилого массива… Или научно-исследовательская деятельность – изучить, допустим, как состояние воздушной среды влияет на успеваемость школьников, и затем вести контроль за температурой и влажностью воздуха в классе.

Целенаправленная работа по воспитанию культуры здоровья не только повышает уровень здоровья, но и улучшает качество обучения.

Это и есть здоровьесберегающие методики преподавания, которые можно использовать для преподавания всех школьных предметов.

Ключевое слово – «добро»

«К сожалению, наших детей нельзя назвать здоровыми, – констатировала заведующая кафедрой здоровьесберегающих технологий в образовании Ивановского областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, доктор медицинских наук Наталия Нежкина, – по данным официальной статистики, половина из них имеют функциональные нарушения и 16% – хронические заболевания. Увеличивается количество школьников, которые по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе, для них необходимы особые занятия по физической культуре. Однако такие занятия с ними не проводятся, т.к. уровень профессиональной подготовки учителей физкультуры не позволяет им квалифицированно работать с больными детьми. И вот сидят эти дети на лавочке или уходят домой. А 22% здоровых детей из основной медицинской группы, с которыми и проблем быть не должно, имеют низкий уровень физической подготовки (показатели силы, гибкости и выносливости у них отстают от нормы). Наверное, можно сделать вывод, что существующая система физического воспитания не справляется с возложенной на нее задачей».

Во всех школах РФ рекомендован дополнительный, 3-й урок физкультуры в неделю, а вот как его проводить, чтобы не просто увеличить двигательную активность ребенка, а способствовать сохранению его здоровья, практически неизвестно. И если существующая программа за два урока в неделю не улучшала здоровья детей, то вряд ли механическое добавление третьего урока эту задачу решит.

Следовательно, государственная программа по физическому воспитанию детей нуждается в дополнении и создании вариативных программ, которые наряду с базовыми могли бы обеспечить полноценное психофизическое развитие ребенка. Именно психо- и физическое. Все прекрасно понимают, что оба эти понятия тесно связаны и лежат в основе общего здоровья человека. «Необходимо стремиться к тому, чтобы в здоровом теле был здоровый дух!» Именно эта идея и положена в основу вариативной программы по физическому воспитанию «Общая физическая культура с элементами ЛФК и основами медицинских знаний». В 1999 году она заняла первое место в конкурсе РФ «Учитель года» в номинации «Физическая культура и психология». Сегодня как никогда актуально высказывание Ханса Линдемана: «Современный человек напоминает мне спортсмена перед прыжком. Но если спортсмен готовится к прыжку, разбегается, прыгает и расслабляется, то мы с вами всю жизнь разбегаемся без дальнейшего прыжка и отдыха… поэтому не случайно нервные стрессы уносят гораздо больше жизней, чем все болезни, вместе взятые». Учитель физкультуры может и должен учить ребенка не только правильно двигаться, но и правильно расслабляться.

Из первой части программы – теоретической – учащиеся смогут узнать о наиболее часто встречающихся заболеваниях школьного возраста, их причинах, механизме развития и внешних проявлениях. Например, мы разбираем тему «Вегетососудистая дистония». Строение вегетативной нервной системы ребята изучали на уроках анатомии, но в 11-м классе они с трудом вспоминают, что это такое. Потому что у знаний должна быть практическая направленность. У нас на уроках учитель заново рассказывает о строении и функциях вегетативной нервной системы (она обеспечивает процесс приспособления организма человека к изменяющимся условиям), а дальше идет разговор о том, как можно ее корректировать с помощью физических упражнений. Кстати, дистония есть у всех. Ученые считают: «Если у вас нет вегетативной дистонии, то стоит задуматься: а живы ли вы?».

Дальше детям в доступной форме объясняют приемы самодиагностики, чтобы они могли выяснить: а есть ли это у меня? а могу ли я что-то сделать для улучшения самочувствия? То есть на теоретических занятиях формируется устойчивая мотивация к занятиям практическим. Причем каждый ребенок понимает, что заниматься он будет лично для себя, для своего оздоровления, а не для сдачи нормативов, которые необходимы разве что учителю для выставления оценки.

Вторая часть – практические занятия, состоящие из трех последовательных этапов.

  1. Динамические упражнения аэробного характера (повышающие количество кислорода в работающей клетке). И это не только сама аэробика, т.е. пластические упражнения под музыку, в свое время предложенные актрисой Джейн Фонда, это и бег, и быстрая ходьба, а также езда на велосипеде, коньки, лыжи... Есть только одно «но»: все эти упражнения лишь тогда дают аэробный эффект, если выполняются в среднем темпе (пульс должен быть в пределах от 110 до 150–170 ударов в минуту). В течение каждого занятия у ребенка вырабатываются гормоны, которые противостоят стрессовым ситуациям. Другими словами, формируют толерантность к физическим и психическим нагрузкам. И еще: аэробные упражнения повышают выносливость сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Первое, что ребята отмечают после занятий: «Взлетаю на 5-й этаж, а одышки нет!».
  2. Статические упражнения, т.е. фиксация тела в одном положении в течение определенного промежутка времени. Можно так подобрать упражнения, чтобы усилить кровоснабжение именно тех органов, которые в этом больше всего нуждаются на данный момент. Например, все перевернутые позы способствуют активной работе головного мозга, а поза «угол» улучшает кровообращение органов малого таза. Статические упражнения помогают улучшить осанку, манеру двигаться, снижают утомление.
  3. Сеанс психофизической саморегуляции в состоянии релаксации. Дети сами выбирают комфортную позу для расслабления (лучше лежа). На фоне спокойной, негромкой мелодии ведущий произносит ключевые слова, задает установку на формирование желаемого уровня здоровья, успеха, благополучия, добра. Восемь лет работы с этой программой показали, что самочувствие и настроение у детей улучшается, повышается умственная и физическая работоспособность. Посещаемость практических занятий 100%-ная, и у ребенка возникает только один вопрос: «А можно ли мне заниматься, даже если я себя чувствую чуть хуже, чем обычно?».

***

Мы рады сообщить нашим читателям, что в сентябре этого года в рамках Педагогического университета газета «Здоровье детей» начнет публикацию курса «Психофизическая тренировка – новая технология укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях», который ведет Наталья Нежкина. Вы сможете освоить методику проведения занятий по этой программе для подростков с вегетативными дистониями, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обмена веществ, зрения.

 

Нина Семина