Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2006

Пульс событий

Отовсюду обо всем

Естественный отбор

Во время кризисов или природных катастроф мальчиков рождается меньше. Ученые это обнаружили уже давно, но до сих пор не пришли к единому мнению, почему это происходит.

Согласно одному объяснению материнская реакция на стресс наносит ущерб еще не родившемуся ребенку – и плод мужского пола как более слабый погибает.

Однако ученые Калифорнийского университета предлагают другое объяснение. Они считают, что подверженный длительному стрессу материнский организм становится нетерпимым к нездоровому плоду и отторгает его.

Если бы стресс наносил вред плодам именно мужского пола, то даже родившиеся мальчики должны были бы иметь более короткую продолжительность жизни. Однако исследователи обнаружили как раз обратное: продолжительность жизни мужчин, зачатых в периоды глобальных катастроф, была выше средней.

Значит, материнский организм отвергает лишь слабый плод, а более крепкие мужские плоды развиваются без проблем. Это увеличивает шанс выживаемости генетической линии матери, потому что чем менее жизнеспособен потомок, тем меньше у него будет детей.

Открытие этой закономерности может иметь значение для здравоохранения. Изменения в половом соотношении среди новорожденных станут индикатором того, что часть населения переживает стресс. Как сказал один из исследователей: «Чтобы получить доказательства естественного отбора, не нужно идти в музей».

Играем и худеем

Администрация средних школ Западной Вирджинии одобрила проект установки в школах штата игровых автоматов «Танцевальная революция». По замыслу организаторов акции популярная видеоигра с элементами танца поможет школьникам сбросить лишний вес.

Во время игры, следуя указаниям стрелок, которые появляются на экране, игрок под ритмичную музыку должен передвигаться по электронному коврику. Если все движения выполнены правильно, он получает дополнительные очки. При этом автоматический счетчик показывает число калорий, сброшенных за сеанс.

За два года такие автоматы будут установлены во всех 765 школах штата.

Последствия неправильного питания

Изменения в питании, произошедшие за последние 50 лет, стали причиной растущего числа нарушений памяти и интеллекта, считают английские ученые. Современные технологии обработки продуктов привели к тому, что в них стало мало жирных кислот, витаминов и минералов. В результате мозг не получает необходимые ему питательные вещества, и это может вызвать снижение памяти, интеллекта и даже депрессию.

За два года до бесплодия

Британские ученые разработали тест, который позволит определить, не грозит ли женщине в ближайшие два года возрастное бесплодие. Тест основан на измерении уровня трех женских гормонов в крови и поможет женщинам не пропустить то время, когда забеременеть уже станет трудно.

Последние исследования показывают, что угасание фертильности начинается уже в 27 лет, а к 38–40 годам проблема зачатия становится трудноразрешимой.

Если британский тест действительно точен, он позволит многим европейским женщинам делать выбор: тратить ли очередные два года на карьеру, но при этом остаться без детей, или срочно рожать.

Планета толстяков

Ожирение можно «подхватить как насморк», считают американские ученые. Регулярное мытье рук поможет избежать заражения вирусом ожирения и не даст набрать лишний вес.

Группа ученых из университета Висконсина – Мэдисона обнаружила, что человеческий аденовирус-37 вызывает ожирение у цыплят. Это уже третий вирус, который согласно мнению ученых связан с избыточным весом. Первые два, 36 и 5, тоже провоцируют ожирение у животных. Более того, аденовирус-36 связан и с ожирением людей, это заставило ученых предположить, что и аденовирус-37 может заставить человека набирать лишний вес.

Не все ученые согласны с этой теорией. Однако от доказательств того, что на избыточный вес влияют не только неправильное питание и малоподвижный образ жизни, не отмахнешься. «За исключением инфекционных болезней, никакое другое хроническое заболевание не распространялось столь быстрыми темпами, – говорят исследователи. – Почти одновременный рост уровня ожирения в большинстве стран сложно объяснить лишь изменением в питании и уменьшением физических нагрузок. Это заставляет предположить, что аденовирусы тоже внесли свой вклад».

Слабое звено мясоедов

В процессе переваривания красного мяса – говядины, свинины, баранины... – происходит образование канцерогенов, сообщают ученые из британского Центра питания. Люди, которые регулярно едят красное мясо, на 30% чаще страдают раком кишечника, чем вегетарианцы или те, кто редко ест мясо. Ученые изучали структуру клеток слизистой оболочки кишечника, взятых у здоровых добровольцев. В исследовании участвовали как мясоеды, так и вегетарианцы. Оказалось, что у людей, которые питаются красным мясом, чаще встречаются клетки с поврежденной ДНК.

Полученные данные помогут ученым разработать тест для ранней диагностики рака.

Храп – диагноз неважной учебы

Американские ученые установили, что дети, которые храпят во сне, хуже усваивают новые знания. Ученые объясняют это тем, что храпящий ребенок плохо дышит, его мозг хуже снабжается кислородом.

Статья подготовлена при поддержке центра медицины сна. Если Вы проживаете в Челябинске и решили избавиться от храпа, то оптимальным решением станет обратиться в центр медицины сна. На сайте, расположенном по адресу www.Sleepural.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о лечении храпа. В центре медицины сна работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с пациентами.

Врачи дают простые советы: чтобы ребенок не храпел и спал хорошо, надо соблюдать режим дня, вовремя ложиться спать, не играть перед сном в подвижные игры, не пить кофеинсодержащих напитков во второй половине дня...

Как мы живем

Только 15% горожан живут в городах с допустимым уровнем загрязнения атмосферы, сообщил главный санитарный врач страны Г. Онищенко. Показатель аллергических заболеваний и врожденных пороков развития у детей в тех районах, где расположены предприятия химической и нефтехимической промышленности, составляет 108–152 младенца на 10 тыс. населения. В то время как в сельской местности этот показатель составляет пока 39–54 младенца.

Марина Матвеева