Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2006

Учительская

Рука друга

Скажу по секрету. Дело даже не в самой книге, которую несем ученику, а в той руке, которая держит ее.

Какая она? Если холодная, то самый горячий, страстный поэт молчит в ней; если как у Собакевича, не разжимается в ладонь, тогда и сверхувлекательный детектив, нечто вроде романов Сименона, покажется нелепым и плоским; если за спиной своих коллег она вяжет узлы интриг, а после раскрывает страницы Тургенева, то хочется крикнуть: «Не прикасайся! В твоих руках он молчит, как его Герасим». Подлинно учительская рука никогда не бывает холодной.

А еще – пустой. Вместе с книгой она, как и рука Данко, несет огонь горящего сердца и множество таинственных закладок – ответов.

Евгений Ильин. Путь к ученику

Психотерапевтические упражнения способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению эмоциональной напряженности, расширению профессионального самосознания. Регулярное выполнение упражнений поможет учителю адекватно оценивать собственное психическое состояние и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления психического здоровья и достижения успеха в профессиональной деятельности.

Педагог может практиковать их в перерывах между уроками или на уроках, когда школьники самостоятельно выполняют полученное задание, по дороге на работу или домой.

Упражнение 1.
«Дыхание»

Упражнение желательно выполнять перед началом урока. Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По собственной команде постарайтесь отключить внимание от внешней ситуации, сосредоточьтесь на своем дыхании.

При этом не следует специально управлять дыханием, не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5–10 минут.

Упражнение 2.
«Психоэнергетический зонтик»

Упражнение проводится с первой минуты после начала урока, а также при необходимости периодически в течение всего урока.

Учитель встает перед классом, желательно в центре классной комнаты, и в процессе объяснения старается представить, что за счет его воли и сознания над классом образуется своеобразный «зонтик», накрывающий всех учеников. Цель самого учителя – уверенно, крепко держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего урока. Упражнение формирует способность контролировать ситуацию в классе.

Упражнение 3.
«Мудрец»

Советы психологов помогут вам во многих проблемных ситуациях. Во многих, но не во всех. Вы можете столкнуться со сложными вопросами, решение которых трудно найти. Что же делать в таких случаях? У кого спросить мудрого совета? Опыт показывает, что лучший советчик для вас – вы сами, точнее, ваше подсознание. Как наладить с ним диалог? Предлагаем вам упражнение, помогающее спросить совета у собственного «я».

Сядьте в удобное кресло. Закройте глаза. Выполните релаксационное упражнение «Внутренний луч». Затем представьте поляну, на ней – большой развесистый дуб. Под дубом сидит старый мудрец, который может ответить на любой вопрос. Сформулируйте свой вопрос (в уме). Выслушайте (в уме) ответ мудреца. Можно ограничиться вопросом – ответом, а можно организовать диалог с мудрецом. За спиной мудреца висит календарь. Прочитайте и запомните дату вашей беседы.

Упражнение 4.
«Барабан-скрипка»

Представьте, что все люди могут быть разделены на две большие группы – «барабаны» и «скрипки». «Барабаны» – это те, кто обладает устойчивой психикой, спокойствием, медленно понимает и отвечает, это так называемые «толстокожие люди». Они – как барабаны: для того чтобы дождаться их реакции, необходимо весьма сильное воздействие. «Скрипки» – это те, для кого характерны высокая чувствительность, эмоциональность, быстрая реакция. Они, соответственно, как скрипки: достаточно только затронуть струны их души, как возникает ответ.

«Барабаны» – это выносливые люди, и, хотя звуки, которые они издают, несколько грубоватого звучания, трудолюбия и упорства им не занимать. «Скрипки» – это люди тонкого склада, воздействие большой силы может вызвать у них шоковое состояние, а на нежное, ласковое прикосновение они отвечают красивым, гармоничным звуком.

Игра заключается в следующем. Возьмите список своего класса и каждого из своих воспитанников отнесите либо в группу «барабанов», либо «скрипок».

Подумайте: как следует общаться с «барабанами» и «скрипками»? Чего вы можете от них ожидать? К какой группе вы могли бы отнести самого себя?

Упражнение 5.
«Иванов, Петров, Сидоров»

Мы хотели бы открыть вам маленький психологический секрет. Учитель, использующий средства педагогического манипулирования, обычно называет своих учеников только по фамилиям. Такое формальное общение «сверху вниз» подчеркивает деловой, административный стиль воздействия; и напротив: учитель, стремящийся к реальному общению с ребятами, как правило, называет их по именам. Причем чем чаще он произносит имя своего ученика в беседе с ним, тем прочнее организуется психологический контакт между ними.

И последнее. Манипулирующий учитель часто называет своего ученика в третьем лице в его присутствии. Например: «Вы только послушайте, что он говорит!». Ученик стоит рядом и слышит, что о нем говорят как об отсутствующем человеке. Можете себе представить, какое унижение он при этом испытывает?

Мудрый учитель никогда не позволит себе такого обращения с учеником. Он скажет: «Валера, ну что же ты говоришь?!». Вы поняли разницу в этих двух фразах?

Упражнение 6.
«Невидимая нить»

Педагогическое манипулирование невозможно, если учитель стремится к психологическому контакту с классом, с отдельным учащимся. Предлагаем вам образ, который поможет в организации такого контакта.

Когда вы разговариваете со школьником, представьте, что между вами протянулась невидимая нить – от ваших глаз к его глазам, от вашей души к его. Говорите так, чтобы не порвать эту нить, держите ее и балансируйте на ней.

Общаясь с классом, натягивайте эту психологическую нить между собой и ребятами, отслеживайте ее: в какой-то момент беседы она ослабевает, затем снова напрягается. Помните: эта нить – ваш взаимный психологический контакт с учениками.

Психологи выделяют у человека пять уровней эмоций:

  • Злоба, обида, негодование (самозащита).
  • Боль, грусть, разочарование (проявление уязвимости).
  • Страх, беспокойство, чувство опасности (проявление одиночества).
  • Раскаяние, сожаление, ответственность (понимание сути происходящего).
  • Любовь, понимание, признательность (принятие).

Так вот, надо подняться на «пятый этаж» эмоций, чтобы преодолеть все негативные проявления человека и сделать этот этаж домом, в котором ты живешь!