Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №/


М.А. КУРТЫШЕВА

Как сохранить психологическое здоровье детей

– СПб.: Питер, 2005 (Серия «Практическая психология»)

О необходимости сохранения и укрепления как психического, так и психологического здоровья детей говорится много и настойчиво. Автор книги, например, располагает такими неутешительными данными: число младших школьников с устойчивой тревожностью от 1980 к 1990 году возросло с 12–16% до 72–75%; более 80% детей имеют сегодня серьезные нервно-психические расстройства. Кроме того, специалисты предупреждают о надвигающейся «эпидемии возбуждения» среди детей и подростков. В наше время подобными фактами уже мало кого удивишь. Проработавшие не один год педагоги-воспитатели до¬школьных учреждений и учителя также в один голос уверяют, что за последние 10–15 лет дети очень сильно изменились, и, увы, не в лучшую сторону – стали более жестокими и агрессивными, потеряли интерес к знаниям и т.д.

Выход книги, посвященной анализу состояния душевного здоровья детей разного возраста и содержащей конкретные советы по его развитию, можно горячо при¬ветствовать.

Каждый из 12 этюдов книги включает описание педагогической ситуации и авторский комментарий. Например, в одном из этюдов представлена школа для «новых русских», в которой все дети очень разные, но автору удалось усмотреть у них нечто общее – подавленность, страхи, тревогу, недетские интересы, напряженное стремление продемонстрировать себя. Это и послужило поводом для разговора о таких личностных особенностях современных детей, как эмоциональная тупость, суицидальные попытки, интернет-зависимость и т.п.

В другом этюде речь идет о детском саде, в котором 4–5-летние дети производят фонетический и морфологический разбор слова.

На основании анализа этих и других фактов автор приходит к выводу, что нынешнее поколение детей растет в условиях, в которых катастрофически мало радости. Советы психолога: с детьми надо разговаривать, их не следует много ругать и тем более часто наказывать (и уж никак не физически!), необходимо дозировать просмотр малышами телевизионных программ – поражают своей простотой и очевидностью.

Возникает вопрос: неужели родителям нужны эти азбучные истины? По всей видимости, нужны, если все те факты, о которых рассказывает автор, давно перестали быть единичными и уникальными. Ярким доказательством масштаба обсуждаемой проблемы является последний этюд книги, который называется так: «Дорогие родители! Больше всего на свете я мечтаю о..., или Письмо родителям с надеждой на сотрудничество». В борьбе за право быть ребенком все средства хороши, в том числе и обращение к маме с папой.

Книга вышла в серии «Практическая психология», а адресована прежде всего родителям. Впрочем, приводимые автором аргументы и конкретные рекомендации хорошо известны заботящимся о детях взрослым. К сожалению, те родители, кому эта книга могла бы оказаться полезной, вряд ли возьмут ее в руки, так как либо не сомневаются в собственной компетенции, либо считают воспитание пустяковым делом, или же с легкостью перекладывают свои обязанности на других – воспитателей и учителей.

Что же касается педагогов, то им нелишне будет знать, как следует себя вести при встрече с родителями, не готовыми к воспитанию собственных детей.

Марина СТЕПАНОВА

Т.И. БРАТЕЕВА,
О.П. ПОЧИНЮК

В семье наркозависимый. Что делать?

– Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 224 с.

Основная цель авторов – вселить надежду в близких наркозависимого подростка на то, что они в силах переломить ситуацию и помочь дорогому им человеку. Книга расширяет общие представления о наркомании и, что самое главное, дает вполне конкретные рекомендации родителям по профилактике наркозависимости у детей, а также по лечению и реабилитации тех, кто уже успел попасть в сети наркотиков.

Как свидетельствует неумолимая статистика, наркозависимость встречается не только в неблагополучных, опустившихся, пьющих семьях; употребление наркотиков – не редкость и среди детей вполне обеспеченных родителей. Специалисты подсчитали, что сейчас в России около 4 миллионов наркозависимых, из них примерно 800 тысяч – подростки 13–18 лет. Авторы прослеживают, как влияет окружение подростка на его приобщение к наркотикам, раскрывают причины наркозависимости, психологию наркосреды, развенчивают существующие мифы о безобидности «легких» наркотиков. Последние успешно используются как маневр против все более растущих антинаркотических настроений современной молодежи.

Основными факторами риска считаются биологические (наследственная отягощенность, психические заболевания или наркомания в семье, патология беременности или осложненные роды у матери, сотрясение мозга и др.), социальные (неблагополучная или неполная семья, широкое распространение злоупотребления психоактивными веществами в данной местности, неорганизованность досуга), индивидуально-психологические (подражание, подчинение давлению, попытка снять стресс или негативные эмоции и др.)

Авторы объясняют механизмы действия различных наркотиков, способы введения и их последствия. Детально разбирают признаки употребления наркотиков, указывают, на что следует обратить внимание, чтобы не проглядеть самое начало беды. Рассказывают об этапах развития наркомании и возникающей деградации личности.

В главе «Доктор назначил лечение» обсуждаются этапы лечения наркозависимого, их длительность, цели, проблемы постановки на диспансерный учет и снятия с него. Рассматриваются зарекомендовавшие себя используемые в мире системы реабилитации, в том числе классическая психотерапия, миннесотская модель («программа 12 шагов»), метод терапевтических сообществ, перспективы развития медицинской помощи наркозависимым.

Серьезный поворот темы заявлен уже в названии раздела – «Что могут родственники». «Раннее детство – время начинать», – считают специалисты. По их мнению, первые шаги для формирования твердого отрицания наркотиков надо предпринимать еще в раннем возрасте, когда у ребенка активно формируются взгляды на многие взрослые проблемы, т.е. в 4–5 лет. Авторы объясняют, на что особенно важно обратить внимание, как и о чем беседовать с маленьким ребенком, как формировать взаимоотношения с ним, развивать у него навыки преодоления проблем. Советуют, что обсуждать с более старшими детьми – 5–8, 9–11, 12–14 лет. Помогают научить ребенка отказываться от возможных предложений приятелей или подруг попробовать алкоголь, табак, наркотик.

Далее читатели получают ценные советы, чем и как может семья помочь ребенку противостоять наркозависимости, если таковая у него уже возникла. Обсуждается также, что делать в экстренных случаях при угрожающих состояниях у наркозависимых, как себя вести до приезда «скорой». Рассматриваются такие проблемы, как взаимодействие нарколога и психотерапевта с родителями, педагогов с родителями.

Книга представляет интерес для широкого круга читателей.