Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2006

Урок здоровья

Мойдодыр и Айболит дают уроки

Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни – проблема сложная. Решить эту задачу путем передачи знаний, предусмотренных программой начальной школы, невозможно.

Поэтому в вариативную часть учебного плана начиная с первого класса трехлетней и со второго класса четырехлетней начальной школы нами были введены такие предметы, как «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита» и «Твои первые уроки здоровья» (Г.К. Зайцев, 1996). Используя наглядные пособия, продумывая систему вопросов, педагог учит детей находить ответ на поставленные вопросы, обобщает, дополняет и уточняет ответы детей.

На «Уроках Мойдодыра» дети в доступной форме знакомятся с организмом человека и правилами гигиены. Педагоги учат детей беречь осанку, зрение и слух, ухаживать за зубами и кожей. От первого учителя дети узнают, как нужно правильно питаться, организовывать свои сон и режим дня, избегать травм.

Примерные темы занятий:

  1. Дружи с водой.
  2. Держи осанку.
  3. Чтобы глаза видели.
  4. Приятного аппетита!
  5. Чтобы уши слышали (см. с. 20).
  6. Крепкие зубы.
  7. Пожалей свою бедную кожу.
  8. Спокойной ночи!
  9. Руки и ноги тебе еще пригодятся.
  10. Как настроение?

На «Уроках Айболита» детям объясняют, зачем нужны прививки, что надо знать и уметь, чтобы избежать болезней и несчастных случаев дома, на улице, в транспорте, на воде, как обращаться с электрическим током, как оказать себе или окружающим первую медицинскую помощь при обморожении, ушибах, укусах насекомых.

Примерные темы занятий:

  1. Откуда берутся болезни?
  2. Как вести себя во время болезни?
  3. Как здоровье?
  4. Осторожно: лекарство!
  5. Лучше не рисковать.
  6. Правила на всю жизнь: дома, на улице, в транспорте.
  7. Если случилась беда.

На уроках «Твое здоровье» в 3–4-х классах дети под руководством учителя закрепляют умения и навыки по гигиеническому уходу за своим телом, узнают о правилах правильного режима питания и сна в период дальнейшего обучения в школе.

С переходом детей из начальной школы в среднее звено сохраняется преемственность изучения предмета «уроки здоровья». Учащиеся расширяют и укрепляют знания, полученные в начальной школе. Уроки «Твое здоровье» в среднем звене вводятся за счет школьного компонента и проводятся один раз в неделю. Преподавание предмета в 5–8-х классах осуществляется учителями биологии. Трудности организации уроков здоровья в школе заключаются в том, что до сих пор не существует единых утвержденных Министерством образования и науки РФ программ изучения данного предмета. При тематическом и поурочном планировании учителя используют методические пособия, получившие признание в школах укрепления здоровья: Г.К. Зайцев. Твое здоровье: укрепление организма. – СПб., 1998; Г.К. Зайцев, Л.Г. Татарникова. Школьная валеология. – СПб., 1997.

В 5-м классе учебная программа включает обучающие занятия и игры на свежем воздухе. Осенью и весной уроки проводятся в Осановской роще и в школьном парке. Дети выполняют творческие работы по ЗОЖ, которые в дальнейшем используются учителем для оформления информационных стендов по экологии. Планирование уроков «Твое здоровье» в 6-м классе разрабатывается по общей теме «Мой организм».

Сюда включены темы:

  1. Режим дня.
  2. Профилактика травматизма.
  3. Профилактика вредных привычек.
  4. Укрепление нервной системы.

Для учащихся 7-го класса ведется единый курс «Психология здоровья». В каждом разделе отводится место для проведения тестов, с помощью которых школьники учатся контролировать свои эмоции, настроение, отношение к окружающим.

Курс делится на четыре блока:

  1. Введение в психологию здоровья.
  2. Психические состояния человека.
  3. Эмоции человека.
  4. Психическая саморегуляция.

Тематическое планирование в восьмом классе строится на основе раздела «Педагогика здоровья» и делится на восемь блоков:

  1. Воспитание здорового человека.
  2. Формирование здоровья.
  3. Здоровый образ жизни.
  4. Экологическое воспитание.
  5. Гигиеническое воспитание.
  6. Как правильно питаться.
  7. Нравственное воспитание.
  8. Резервы здоровья.

Целью и результатом обучения предмету «Твое здоровье» является выработка у детей правильного отношения к своему здоровью. С учетом мнения родителей на уроках этого цикла отметки в журнале и дневнике не выставляются.

 

Нина Конькова ;
Ольга Макарова