Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2006

Нам пишут

Работа с умственно отсталыми детьми

Обитатели усадьбы Оболенских

Березичская специальная коррекционная школа-интернат расположена в бывшей усадьбе князей Оболенских – историческом и живописном месте. Здесь сохранились развалины некогда прекрасного дворянского особняка и некоторые постройки. Пожилой внук бывшего владельца усадьбы регулярно приезжает из США пожить в родном имении своих известных предков. И не с пустыми руками: привозит подарки детям, средства на ремонт и обновление школы-интерната; его супруга занимается с детьми английским языком.

Контингент интерната специфический – это дети с умственной отсталостью из неблагополучных семей. Проблемы у всех разные – различные формы олигофрении, отсталость в результате различных видов заболеваний головного мозга. Такие дети отличаются не только особенностями познавательных процессов, но и специфическими чертами эмоционально-волевой сферы. Их воспитание и обучение затруднены из-за поражения мозга, требуют особенного педагогического мастерства, терпения и индивидуального подхода. Без специального воспитания и обучения эти дети могли бы стать беспомощными, бесполезными инвалидами, оказаться на обочине жизни, общества.

Школа-интернат дает детям необходимые знания и умения, помогает преодолеть или хотя бы компенсировать нарушения психических функций, стимулирует дальнейшее развитие личности, чтобы эти дети могли стать полноценными членами семьи и общества. Понятно, что учителям и воспитателям здесь нелегко. Ведь они должны уметь понять внутренний мир каждого такого ребенка, его стремления и в то же время его реальные возможности. Для детей интернат становится вторым домом, своего рода второй семьей. Кто поможет педагогическому коллективу решить все эти сложные задачи?

Выездная помощь

Теплым апрельским днем в Березичи приехала группа психологов, логопедов и других специалистов из областного психолого-педагогического центра («ОППЦ») г. Калуги. Они провели первичную всестороннюю диагностику личностных особенностей и аспектов психического развития воспитанников и педагогических работников школы-интерната. В исследовании приняли участие 125 человек – 40 детей начальной школы, 50 подростков и 35 педагогических работников. За лето все данные были обработаны, получены научные результаты и составлены подробные характеристики на каждого ученика и каждого педагога с рекомендациями. Выделены болевые точки, требующие дальнейшей работы, определены дети «группы риска», которые нуждаюются в специальной социально-психологической и коррекционно-педагогической помощи.

И вот в разгар сентябрьского «бабьего лета» команда специалистов и психологов «ОППЦ» в полном составе снова прибыла в Березичи. На специальном педсовете они познакомили администрацию и педагогов интерната с результатами обследования, подробно очертили круг выявленных в ходе диагностики проблем, озвучили фамилии детей «группы риска», а также познакомили с основными направлениями своей дальнейшей работы и совместно с администрацией определили время проведения реабилитационных мероприятий. Были намечены сроки следующих приездов специалистов из Калуги.

Надо сказать, что государственным образовательным учреждением в 2004/05 учебном году нами была разработана и внедрена в практику уникальная модель службы психолого-педагогического сопровождения. Отличие этой модели от других состоит в том, что служба сопровождения является выездной и работает по запросу конкретного образовательного учреждения Калужской области на его территории в течение определенного времени. Сотрудниками службы являются высококвалифицированные специалисты государственного образовательного учреждения (ГОУ) «ОППЦ»: педагоги-психологи, психолог-психотерапевт, логопеды, учитель-дефектолог (олигофренопедагог), учитель-дефектолог (сурдопедагог), социальный педагог. Практически все специалисты с высшими квалификационными категориями, в составе службы 2 кандидата психологических наук.

В начале октября команда «ОППЦ» в полном составе снова прибыла в Березичи, на этот раз для проведения реабилитационных мероприятий. Индивидуальные и групповые занятия с детьми и взрослыми специалисты сделали открытыми (чтобы персонал мог тоже посмотреть и поучиться). Психолог – специалист по личностному росту провел тренинг для педработников, чтобы помочь их личностному развитию и повысить психологическую компетентность. Психолог и социальный педагог на своих занятиях стремились сформировать у воспитанников навыки конструктивного общения, развить их эмоциональную сферу. Дефектологи и логопеды провели открытые занятия, направленные на максимальную коррекцию выявленных дефектов психофизического развития у детей.

Затем пройдет новое обследование, чтобы выявить динамику развития по результатам проведенной коррекционно-развивающей работы. По итогам вторичной диагностики состоится итоговый педсовет.

Переход на новую позицию

Однако на этом работа команды специалистов ГОУ «ОППЦ» со школой-интернатом не закончится. По запросу администрации они могут приехать и оказать экстренную помощь. Сотрудники учреждения также могут приехать в областной психолого-педагогический центр за консультацией. Помимо этого, для педагогов Березичской вспомогательной школы центр подготовит пособие (конкретно для этого учреждения и в соответствии с его особенностями), которое будет содержать методические рекомендации и систему упражнений, игр, заданий. Используя это пособие, а также характеристики и рекомендации на каждого ребенка, педагоги могут строить коррекционно-развивающую работу с детьми «группы риска», частично беря на себя функции отсутствующего специалиста.

Таким образом, специалисты «ОППЦ» создают условия для перехода от помощи со стороны к самопомощи. Иначе говоря, от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями».

 

Сергей Белковский ;
Валентин Никулин