Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2006

Взгляд физиолога

Радость движения

Окончание. Начало в № 24/2005.

Эффективные методы

Выполняя нагрузки, которые соответствуют его конституциональным особенностям, ребенок легко сможет достичь того заветного «порога», начиная с которого тренировочная нагрузка оказывается эффективной. Поэтому именно движение «навстречу природе» представляется самой эффективной и перспективной технологией физического воспитания.

Убедиться в этом ученым удалось после того, как они сопоставили несколько наиболее часто используемых вариантов организации занятий на уроках физкультуры. В таблице представлены результаты этих педагогических экспериментов.

Стандартно- нормативный

Он наиболее традиционен. Его суть состоит в том, что в качестве модельных характеристик для группы занимающихся используются стандартные популяционные нормативы, полученные при статистической обработке большого числа данных. Действия педагога направлены на то, чтобы максимально большее число занимающихся в результате тренировки показывало результаты, укладывающиеся в этот стандартный норматив. Этот принцип заложен во все действующие сегодня программы физического воспитания – начиная с детского сада и кончая вузом.

Перед педагогом стоит задача максимально полного «подтягивания» учащихся к заданному уровню по целому программному комплексу тестов (например, комплекс ГТО или его аналоги – тесты Президентского совета США, тест мэра Москвы и др.). При этом нужно еще обеспечить комплексное развитие всех двигательных качеств. Это, безусловно, положительный момент в данном методе. Однако способ дозирования нагрузки, который здесь используется, а именно – стандартный половозрастной, совершенно не учитывает индивидуальность человека. Иными словами, нагрузка различается лишь в зависимости от пола и возраста. Такой метод более всего пригоден при профессиональной физической подготовке, например, военнослужащих. Из армейской практики он и был привнесен в советскую систему физического воспитания, где оставался главенствующим на протяжении многих десятилетий.

Ввиду того что этот метод применяется для людей различной исходной подготовленности и с различными задатками, занимающихся вместе в одной группе, уровень тренировочной нагрузки, который он может обеспечить, никогда не превышает умеренный.

Это самый распространенный метод, поэтому его использовали в качестве «контроля» при сравнении с другими, менее известными. Тренировочная эффективность этого метода была принята за единицу. Эффективность всех других методов рассчитывали так: измеряли прирост результатов комплекса двигательных тестов за 1 учебный год в процентах по отношению к началу учебного года и делили на такой же прирост в контроле. Если такое отношение было больше 1, то эффективность сравниваемого метода выше, чем контрольного.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-сайта "detizdorovy.ru". Лечение ребенка при простуде, ангине, ОРВИ, болях в ушах, температуре. Тактики лечения, методы профилактики, диагностирование, протекание болезней, первые признаки болезни и особенности проявления. Эту и другую полезную и важную информацию о здоровье детей Вы найдёте на сайте, который расположен по адресу: http://detizdorovy.ru/.

Индивидуально- нормативный

Его суть состоит в том, что для каждого занимающегося персонально рассчитываются нормативы выполнения каждого двигательного задания, и именно достижение этих индивидуальных нормативов становится целью работы педагога. Такая степень детализации позволяет достичь высоких результатов в спорте высших достижений. В последние годы появились примеры использования этого метода также в массовых формах оздоровительной физической культуры. Поясним кратко его содержание на примере занятий с мальчиками, в которых акцент делался на развитие скоростно-силовых качеств. В процессе тестирования у них определяли максимальные возмож¬ности трех основных групп мышц: плечевого пояса и рук, тазового пояса и ног, а также мышц туловища. Затем для каждого из них определяли «структуру двигательной подготовленности», то есть оценивали, у кого из юношей относительно лучше (или хуже) развиты мышцы рук, ног и торса. Затем по специально разработанной схеме рассчитывали объем и интенсивность нагрузки для тренировки отстающих групп мышц, проводили соответствующий цикл тренировки, что и обеспечивало требуемый эффект. Важной отличительной особенностью этого метода является направленность воздействия на локальные, «отстающие» группы мышц. Такой способ дозирования нагрузки можно назвать индивидуально-алгоритмическим. Это предполагает наличие определенного набора правил и ограничений (алгоритмов), по которым подбирается тренировочная нагрузка. Примерно так действуют многие спортивные тренеры, так организована тренировка космонавтов на борту космической станции, так может управлять тренировкой компьютер. Такое воздействие очень прицельно, точно, но его формирование крайне трудоемко для школьного учителя. По-видимому, по этой причине эффективность данного метода не слишком высока: в нашем случае она составила всего 1,16.

Типологически- нормативный

Его особенностью является целенаправленное воздействие на то физическое качество, которое более всего отстает от среднепопуляционного норматива в данной типологической группе. Таким образом, ориентиром, как и в 1-м методе, являются нормативы, но режим тренировки подбирается исходя из типологических особенностей. Так, для представителей грудного типа, у которых слабо развиты сила и быстрота, подбираются нагрузки, направленные в первую очередь именно на развитие силы и быстроты. Наоборот, для представителей брюшного типа используются преимущественно нагрузки, способствующие развитию недостающей у них выносливости. Мышечный тип получает нагрузки смешанного характера, что положительно сказывается на развитии всех двигательных качеств. Поскольку нагрузки, предлагаемые занимающимся по этому методу, для них особенно трудны, уровень суммарной тренировочной нагрузки в занятиях обычно бывает умеренным. Тем не менее эффективность этого метода по сравнению со стандартным довольно высокая – 2,15.

Типоспецифический

Он основан на том, что каждому типу телосложения предлагаются те нагрузки, которые наиболее соответствуют врожденным задаткам занимающихся. При массовых занятиях физическими упражнениями первый и очень существенный шаг в сторону индивидуализации – это учет типа конституции, т.е. для людей каждого типа конституции должен быть определен свой, специфический путь достижения типологической нормы.

Благодаря использованию этого метода удается задавать весьма высокий уровень тренировочной нагрузки, поскольку эта нагрузка привычна и приятна для занимающихся. Эффективность этого метода оказалась наиболее высокой – 2,39.

Чем раньше, тем лучше

Параллельно выявилось и другое положительное свойство этого 4-го метода. Хотя нагрузки, которые предлагались детям, были в основном направлены на те качества, которые у них сравнительно хорошо развиты, оказалось, что и другие качества у них заметно совершенствовались. Вообще-то педагоги давно знают, что существует «перенос» в развитии качеств: иногда он бывает положительным, иногда – отрицательным. В случае положительного развиваем одно, а совер¬шенствуется вместе с ним и другое. В случае отрицательного развиваем одно качество, а другое при этом ухудшается. Чем младше ребенок, тем чаще наблюдаются случаи «положительного переноса». В подростковом возрасте нередко возникают конкурентные взаимоотношения между разными физиологическими механизмами в организме, поэтому у подростков одновременно развить силу и выносливость бывает крайне трудно, а у взрослых – почти невозможно. Типоспецифический метод тренировки школьников выявил множество примеров положительного переноса даже у старшеклассников. Однако не во всех без исключения случаях движение «навстречу природе» оказывается наиболее эффективным.

Есть исключения

Таким исключением является качество выносливости у детей брюшного телосложения. По их морфологическим и функциональным особенностям это качество для них мало свойственно. Бывают, конечно, от природы одаренные дети, которые способны развить и другие свои свойства, что дает им огромное преимущество, особенно в спорте. Например, знаменитый футболист Марадонна – типичный представитель брюшного типа. И главный его козырь в игре, как и положено людям такого типа, – мощный рывок из центра поля и сильнейший удар. Но если прорваться не удается, если взрывная стратегия не срабатывает, то Марадонна может перейти и в вязкое, многоминутное единоборство с противником, требующее необычайной выносливости. Ну, потому он и Марадонна, что он это может!

Большинство людей этого типа бегать на длинные дистанции не любят. То ли дело короткие дистанции: только разогнался (а разгон у них мощный, почти вся сила у них в ногах!) – и уже финиш! Но на длинной дистанции разгона не надо, нужна нудная, монотонная работа наперекор развивающемуся утомлению, что несвойственно этим быстрым по натуре людям, старающимся любую проблему решить «одним махом» и часто опускающим руки, когда сразу не получается. Так вот, чтобы добиться развития выносливости у подростков такого телосложения, их придется заставлять бегать на длинные дистанции, другого выхода нет. Правда, такую нагрузку можно и разнообразить. Например, гораздо приятнее развивать выносливость зимой на лыжах или летом на велосипеде. Велосипед, кросс по пересеченной местности – это может разнообразить утомительную и монотонную нагрузку, без которой не обойтись, если мы хотим, чтобы у этих ребят нормально работали сердце и другие системы организма.

Подчеркнем: это важно именно в подростковом возрасте, в младшем школьном и в среднем вполне успешно работает «положительный перенос», можно развивать выносливость и в играх, и силовыми упражнениями, но у подростков есть свои особенности. Для их возраста нужны специфические нагрузки, направленные конкретно на развитие выносливости. Есть из этого правила и некоторые другие исключения, но в целом тренировочная нагрузка, которая дает ребенку ощущение удовольствия, – это очень важный компонент и воспитания двигательных качеств, и обучения здоровому образу жизни.

 

Валентина Зайцева