Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2006

Нам пишут

О конторках, физкультминутках и хоровом пении

Здоровый нищий счастливее больного короля.

Артур Шопенгауэр

В этом году в одном из первых классов нашей школы ведется обучение с применением элементов технологии раскрепощенного развития. Часть урока ученики сидят за партой, а часть стоят за конторкой с оптимальной для зрительного труда наклонной поверхностью. Так дети сохраняют и укрепляют правильную осанку.

В течение урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию учитель использует схему зрительных траекторий, расположенную на одной из стен кабинета. Цель подобных занятий – профилактика зрительного утомления, предупреждение у детей рефлекса низко склоненной головы и возникающих на этой основе нарушений осанки и развития близору¬кости. Через 10–12 минут после начала зрительной работы учитель предлагает всем детям встать и с помощью указки показывает им направление движения взгляда по схеме. Продолжительность упражнения – 2–3 минуты. Схема выполнена яркими красками, которые привлекают наибольшее внимание детей.

В работе с классом учитель использует:

  • физкультурные паузы для повышения двигательной активности, стимулирования деятель¬ности нервной, мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма;
  • физкультурные минутки для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с мышц плечевого пояса, рук, туловища, ног;
  • физкультурные микропаузы для повышения умственной работоспособности, снятия излишней возбудимости и усиления мозгового и периферического кровообращения;
  • пальчиковую гимнастику с использованием тренажера.

На малых переменах учитель проводит подвижные игры, а на больших (продолжительностью 15–20 минут) выводит детей на прогулку в любое время года.

В течение учебного года один раз в неделю в классе проводились уроки психологии. Основными задачами уроков были:

  • обеспечение успешной адаптации ребенка к школе;
  • поддержание и развитие познавательной активности, снятие утомления и негативного эмоционального состояния;
  • формирование у детей представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
  • через развитие самопознания и самооценки выработка навыка самоорганизации, саморазвития личности;
  • развитие творческих способностей, творческого отношения к собственной жизни.

В дальнейшем мы планируем ввести:

  • динамический час;
  • гимнастику до начала уроков, продолжительностью 5–10 мин., которая будет готовить детей к удержанию рабочей позы, способствовать углублению дыхания и сосредоточению внимания. Комплексы будут меняться 2 раза в месяц;
  • «уроки здоровья», которые создадут устойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих;
  • детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке, которое не только несет в себе художественно-эстетическое начало, но и является фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность.

Надеемся, что эта работа сделает наших учеников здоровее.

 

Светлана Толстик