Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2005

Документы

Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения

ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ
от 28 февраля 2003 г. № 27/2643-6:

В настоящее время в Российской Федерации на дому обучаются 30 824 ребенка-инвалида. Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. С целью преодоления этих явлений органы управления образованием некоторых субъектов Российской Федерации пошли на создание экспериментальной модели образовательного учреждения – школы надомного обучения. Таких школ в настоящее время 22, в них обучаются 3439 детей.

Поддерживая опыт создания таких учреждений, Министерство направляет для использования в работе «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения», разработанные Управлением специального образования на основе опыта работы школы надомного обучения «Цветик-Семицветик» г. Великого Новгорода.

Начальник Управления
Т.В. Волосовец

Методические рекомендации
по организации деятельности образовательных
учреждений надомного обучения

В настоящее время обучение детей с тяжелыми формами хронических соматических заболеваний и детей-инвалидов регламентируется письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.87 № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.96 № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях». Существующая практика организации надомного обучения показывает, что оно не может в полной мере обеспечить качественное образование и оптимальную интеграцию в общество ребенка с недостатками здоровья: ребенок лишается естественной социальной среды, каковой является школьный коллектив; из воспитывающего и образовательного пространства чаще всего исключаются образовательные учреждения дополнительного образования.

Ставя перед собой гуманные цели обеспечения достижения больными детьми образовательного стандарта, обеспечения их оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья больных детей, многие субъекты Российской Федерации пошли на создание новой модели образовательного учреждения – школы надомного обучения.

Имеющийся опыт работы таких учреждений показывает, что организация образовательного процесса в них имеет свои особенности. Это, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ, которые могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной школой, а для обучающихся с отклонениями в развитии – по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении соответствующего вида.

Во-вторых, это вариативность организации занятий с обучающимися. Занятия в школе надомного обучения могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно: часть занятий проводится в учреждении, а часть на дому. Занятия в учреждении могут проводиться индивидуально, в классе и комбинированно: часть занятий проводится индивидуально, часть занятий – в классе. Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизиче¬ского развития и возможностей обучающихся; сложности структуры их дефекта; особенностей эмоционально-волевой сферы; характера течения заболевания; рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии, государственной службы медико-социальной экспертизы; возможностей доставки обучающегося в учреждение и отсутствия противопоказаний для занятий в классе (группе). Например, обучающиеся с нарушениями зрения на предметах, где преобладают письменные виды работ, занимаются индивидуально.

В-третьих, это гибкость моделирования учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана. При этом его вариативная часть позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с родителями. Кроме этого, следует помнить, что возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества недельных часов, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, характером протекания заболевания. Предлагаем вариант базисного учебного плана для школы надомного обучения.

Еще одной особенностью организации образовательного процесса в школе надомного обучения является обязательное включение в их деятельность родителей обучающихся. Эта особенность реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, формирование у родителей адекватной оценки возможностей ребенка, проведение лектория для родителей, создание системы индивидуального консультирования родителей.

Для решения задач школы надомного обучения следует организовать ее полноценное кадровое обеспечение. Кроме должностей, включаемых обычно в штатное расписание образовательного учреждения, в штатное расписание школы надомного обучения следует включать такие должности, как педиатр, медицинская сестра, реабилитолог, психотерапевт, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, педагог-психолог с квалификацией «социальный психолог».

Деятельность школ надомного обучения в настоящее время постоянно совершенствуется, ведется поиск наиболее оптимально организованных моделей такого образовательного учреждения.

Управление специального образования, направляя данные рекомендации, надеется на сотрудничество с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательными учреждениями надомного обучения по вопросу совершенствования их деятельности и просит направлять в адрес Управления (101990, Москва, Чистопрудный бульвар, 6) свои замечания и предложения. КАРТИНКА ПО ЦЕНТРУ